Я познаю мир рыбалки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Вешкельская средняя общеобразовательная школа»
Я познаю мир рыбалки!
(исследовательский проект)
Автор: Няргин Константин Анатольевич,
ученик 1 класса
Руководитель: Няргина Елена Александровна,
учительначальных классов
с.Вешкелица 2017 г.
Оглавление
- Введение.
- Основная часть.
- Выводы.
- Источники и использованная литература.
- Снасти рыбака.
- Что такое приманка и наживка?
- Рыба рыбе рознь!
- Заготовка.
- Хитрости рыболова.
- Пословицы.
I. Введение
С самого детства папа брал меня с собой на рыбалку. В 5 лет я сампоймал первую в своей жизни маленькую рыбёшку. С тех пор у меня появился интерес к рыбалке. Папа всю свою жизнь занимается рыбной ловлей. И я стал с ним ходить на рыбалку во все времена года. И я задумался, а действительно, есть ли польза от рыбалки? Поэтому целью моего исследования является доказательство того, что моё увлечение рыбной ловлей - не бесполезное занятие.
Я поставил перед собой задачи:
1. Изучить литературу об истории рыбной ловли в Карелии.
2. На практике изучить пользу рыбалки с разных сторон жизни.
Объект исследования: рыбная ловля.
Предмет исследования: польза рыбалки.
Методы исследования: поиск информации в литературе и Интернете, анкетирование, наблюдение, практический метод и фотографирование улова.
Актуальность: рыбная ловля является одной из самых активных форм отдыха на свежем воздухе, что благоприятно влияет на наше здоровье, даёт возможность обеспечить свежей рыбой свою семью, учит бережному отношению к природным богатствам, развивает наблюдательность, терпение и трудолюбие.
II. Основная часть
Из истории рыболовства
С древнейших времён жизнь нашего края тесно связана с добычей рыбы. Рыболовство было главным занятием карелов. Не случайно большинство селений располагалось по берегам многочисленных водоёмов.
Рыбы когда-то в Карелии было столько, что новгородцы в средние века перебегали реки по рыбьим спинам.
Снасти рыбака.
Сети изготовлены с помощью иглицы из крапивных, конопляных нитей; к ней – деревянные и берестяные поплавки – кибрушки, грузила из камня и глины. Сети окрашены ольховой корой, их прокоптили в дыму в бане или под потолком избы.
Удильные – удочки, продольники, донки.
Ударные – жердь с берёзовым кругом на конце, палки, багры, остроги.
Черпальные – саки, чапы, черпаки. И даже штаны с завязанными штанинами.
Волоковые – невода, бредни – рыбацкие сетчатые кошели, котцы, катиски.
Заставные – невода малые, круговые, сращенные, мережи, верши, колья и жерди для закола.
Что такое приманка и наживка?
- Мормышки и воблеры.
- Наживка – это червяк, мотыль, опарыш, ручейник, кузнечик, маленькая лягушка, гусеница.
Что такое мормышки? Мормышками называют искусственные приманки, которые представляют из себя небольшие грузила с впаянными в них крючками. Мормышки покрывают краской, как обычной, так и люминесцентной. Воблер-это искусственная рыбка.
Рыба рыбе – рознь!
Самая ценная рыба: лосось, семга, форель озерная и ручьевая. Она живёт в озере, на нерест поднимается вверх по течению порожистых рек, откладывает икру в чистых песчаных ямах и возвращается назад, исхудавшая, слабая.
Ряпушка ( « сестра лосося»). На нерест идёт на первый лёд. В этот момент её черпали, кто, чем может.
Щука( иносказ. «полено»). Нерест в 1 половине мая у самого берега. Её лучили с острогой, ставили самоловки, сети.
Щучья голова оберегала жилище, челюсти прятали над дверью и жертвовали лесовику.
Ёрш в Карелии считался самой старшей рыбой – он начинал лов на удочку и означал его конец.
Судак хорошо ловится на подводных камнях – лудах.
Сиг – «белорыбица» поставлялся к царскому двору, его ловили в некоторых районах до 200 пудов.
Налим нерестится в зимние морозы. Ловят на заколы.
Окунь –рыба « сорная», но любима за сладкое мясо.
Плотва тоща, горчит, поэтому в уху добавляли берёзовый уголёк.
Морская рыба – треска, навага, сельдь. Её с Белого моря обозами везли в Москву на продажу.
Заготовка.
Осенний улов засаливали в ушатах, в рыбацких избах. Вывозили зимой.
Мелочь сушили в русской печи на сущик и вялили под навесами.
Рыбья чешуя служила талисманом, кости и зубы щуки – оберегами. Из плавательных пузырей делали погремушки для детей.
Много рыбы везли с моря, с Онежского и Ладожского озёр на продажу в Россию.
Хитрости рыболова.
У каждого рыбака есть своя какая-тохитрость, какой-то секрет, даже у некоторых традиция или какой-то свой ритуал. Рыбалка - это вообще святой ритуал. Например, когда собираешься на рыбалку,нельзя выносить мусор, нельзя брать с собойзакуску, приготовленную из рыбы даже крабовые палочки .У каждого рыбака есть свои приметы, например: во время лова никому не показывать свой трофей.
На зимнюю рыбалку можно взять немного растительного масла и налить в лунку, она не будет замерзать. А другой рыболов берёт с собой шумовку и ей убирает лед.
Пословицы.
- Не учи рыбу плавать.
- На то и щука в море, чтоб карась не дремал.
- Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
- Ёрш бы в ухе, да лещ в пироге.
- Рыба худа – не наварна уха, рыба жирна – янтарна уха.
III. Выводы.
Работая над проектом, я достиг поставленной цели. Увлечение рыбной ловлей - полезное занятие. Во-первых,я приобрёлновые знания о рыбахи рыбалке, развил наблюдательность, убедился в справедливости некоторых примет, проверил советы бывалых рыбаков. Во - вторых, есть польза для моего здоровья. Я провёл много времени в движении на свежем воздухе.В - третьих, рыба – это экономия для семьи. Больше всего меня радует то, что я смог угощать свежей рыбой свою семью. Папа учил меня коптить рыбу. Мама варила нам уху из окуней, жарила судака и щуку . Рыба, которую мне удалось поймать самому, показалась мне намного вкуснее, чем рыба, купленная в магазине.
Сомнений у меня не осталось, польза от рыбалки есть!
Источники информации
1.Животный мир Карелии, Ю.В. Костылев. Рыбы. Петрозаводск: Карелия, 1990г.)
2. Е. Гордиенко Рыбалка для начинающих. Ростов – на-Дону 2009г.
3. Бабакова Т.А., Момотова А.П. Младшим школьникам о природе Карелии.- Петрозаводск: Карелия, 1988
4. И.А.Полевая, Е.А. Кононова . Дедово наследство. Петрозаводск, 2010 г.
Комментарии (0)