Образовательный портал
«Тридевятое царство»

Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство

«Методы создания проблемной ситуации на уроке»

Мастер – класс

«Методы создания проблемной ситуации на уроке»

Стасенко Галина Николаевна

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ № 9 г. Ртищево Саратовской области»

«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову.

Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими»

Шалва Амонашвили

Слайд 1

Вы слышали о Лохнесском чудовище? Как оно выглядит? Опишите его: цвет, размер, форма.

-Вы все описываете одно существо, тогда почему у вас разное описание?

- Может ли эта ситуация быть началом проблемного урока?

Это простой пример создания проблемной ситуации. Хотя ФГОС вошли в наше образование уже 4 года назад, но проблемное обучение всегда было основой развивающего урока. Именно поэтому мне интересно обсудить с вами эту тему.

Слайд 2

Наша сегодняшняя встреча пройдёт под девизом: «Создать проблему? Нет проблем!»

Важнейшим приоритетом современного урока становится формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной степени предопределяет успешность всего последующего обучения.

Слайд 3

Ученик получает знание не в готовом виде, а добывает их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании. Учащиеся становятся способными приобретать собственный опыт творческой деятельности. Дети учатся активно пользоваться доступными для них источниками информации, знают, где найти нужный материал, так как на первое место становится развитие мышления, а не памяти.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у детей эмоциональную реакцию удивления или затруднения.

На столе лежат буклеты. Прошу воспользоваться ими в ходе нашего мастер-класса.

Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, провести сравнение, обобщить, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы.

Слайд 4

Сегодня мы будем говорить о технологии постановки учебной проблемы.

Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.

Существуют три основных метода постановки учебной проблемы:

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

подводящий к теме диалог;

сообщение темы с мотивирующим приемом.

Давайте рассмотрим подробнее каждый метод.

Слайд 5

Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

  • создания проблемной ситуации;
  • побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:
  • побуждения к формулированию учебной проблемы;
  • принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
  • Если проблема легко решается, спрашиваю так: «Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено?».

Слайд 6

Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации представляет собой отдельные вопросы учителя, содержащие противоречие.

Существует несколько приёмов формулировки вопросов:

1.Добиться осознания противоречивости двух фактов можно репликами: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». Если же классу предъявлялись не факты, а противоположные научные теории или точки зрения, диалог строится иначе: «Почему вы удивились? Сколько существует теорий (точек зрения)?».

2. Если возник разброс мнений, уместно спросить: «Сколько же в нашем классе разных мнений?».

3. Развести различные представления учеников можно репликой:

«Вы что предполагали? А что получается на самом деле?».

4.Побуждение к осознанию проблемы осуществляется репликами: «Вы смогли выполнить это задание? В чем затруднение?».

Или «Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?».

Побуждение к формулированию учебной проблемы. Поскольку учебная проблема существует в двух формах «удивления и затруднения», то текст побуждающего диалога представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

Принятие ученических формулировок учебной проблемы. Если строится проблемный урок, то тема заранее не известна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»). На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?».

Демонстрация приемов с включением в деятельность педагогов

Давайте попробуем проследить этапы проблемного диалога на примерах.

Слайд 7

(Урок окружающего мира в 4-м классе по теме «Рукотворная жизнь (искусственный отбор)»).

Анализ

Учитель

Ученики

Постановка проблемы

предъявление первого факта

предъявление второго факта

побуждение к осознанию

побуждение к проблеме

вопрос

-Ребята! У кого есть собака?

-Какой породы ваша собака?

-Учёные подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак.

-А сколько было пород собак у древних людей?

-Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили?

-Какой возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске.

Поднимают руки.

Называют.

-Думаем, одна!

(Проблемная ситуация).

- Была одна порода, а стало много. (Осознание противоречия.)

- Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)

Слайд 8

Урок математики по теме «Масса»

Перед детьми математическая гиря = 1 кг. и пуховая подушка весом = 1 кг.

У: Перед вами математическая гиря и пуховая подушка. Что тяжелее?(вопрос на ошибку)

Д: 1.Подушка больше, она тяжелее2. Гиря тяжелее, он аметаллическая.

У: Давайте произведём взвешивание. Что мы видим? (предъявление факта)

Д: Испытывают удивление (возникновение проблемной ситуации)

У: Вы удивлены?

У: Что вы сказали сначала?

Д: Ответы детей

У: А как оказалось на самом деле?Побуждение к осознанию противоречия

У: Какой же будет тема урока? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Вес. Масса (учебная проблема как тема занятия)

Слайд 9

Подводящий к теме диалог

Второй путь к учебной проблеме проследим на примере урока русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках» (по материалам учебника Р.Н., Е.В. Бунеевых и О.В. Прониной).

(раздаю карточки слов: забег, поход, подкоп)

Учитель

Ученики

- Прочитайте записанные на карточках слова забег, поход, подкоп

- Поставьте ударение, выделите корень и подчеркните безударные гласные

-Какое правило о безударных гласных мы уже знаем?

- В какой части слова находятся безударные гласные?

-Значит, какая сегодня тема урока?

- читают

- ставят ударение , выделяют корень и подчёркивают безударные гласные

-о безударнойгласной в корне

- в приставке

-безударные гласные в приставках

(прикрепляю на доску карточки со словами: забег, поход, подкоп)

Слайд 10

Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель рабо­тал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущих случаях? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он пред­ставляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.

В структуру подводящего диалога могут входить и репродуктивные задания (вспомни, выполни уже привычное), и мыслительные (проанализируй, сравни). Но последний вопрос учителя обязатель­но будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.

Таким образом, второй способ постановки учебной пробле­мы — подводящий к теме диалог. Как видите, он проще перво­го. Учителю не нужно создавать проблемную ситуацию: подводя­щий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос.

Слайд 11

ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тог­да подведем к теме урока от пройденного материала. А если на­чинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учи­телю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный тра­диционный урок.

Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Слайд 12

Я хочу предложить вам в качестве «яркого пятна»русскую народную сказку «Колобок».

Например, связать эту сказку с уроком математики по теме решение задач: Сколько мог весить колобок, если бабка завела тесто из 500г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды.

Слайд 13

На уроке русского языка при изучении безударных гласных в корне слова

(безударные гласные в корне слова, этимология слова КОЛОБОК. Искон. Суф. уменьшит.-ласкат. производное от колоб "круглый хлебец")

Слайд 14

Связать сказку с уроком окружающего мира при изучении диких животных. Кто встретился по дороге Колобку? Чем питаются эти звери? Кто реально опасен для Колобка?

Слайд 15

Мы убедились, что учебную проблему можно поставить тремя методами. Напомните мне эти методы.

Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Второй — подводящий к теме диалог.

Третий — сообщение темы с мотивирующим приемом.

Какой из методов подходит для ситуации с Лохнесским чудовищем?С которого я начала своё выступление.

(Первый — побуждающий от проблемной ситуации диалог.)

Слайд

Рефлексия.

-А сейчас я предлагаю вам выбрать одну из пословиц, которая на ваш взгляд подходит к нашему сегодняшнему общению?

Смелость города берет.

Всякому овощу свое время.

Старая песня на новый лад.

Через тернии к звездам.

О монах, ты идешь трудной дорогой.

Учиться обучая.

Ах, как я устал от этой суеты.

(А я выберу себе вот эту пословицу.)

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

Слайд 16

А закончить свой мастер-класс я хочу следующими словами: «И один человек может привести табун лошадей к водопою, но и сто не заставят их напиться». Когда у детей есть мотивация к учению, тогда они с удовольствием получают знания, которые мы им даем.

«То, что я хочу познать - это яблоня, что я познаю – это ветвь яблони, то, что я передам ученику – это яблоко, то, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня!».(раздать яблоки)

Слайд 17

Удачи вам! Спасибо за внимание!

Автор: Стасенко Галина Николаевна

Комментарии (0)

    Оставьте комментарий первым!.