Образовательный портал
«Тридевятое царство»

Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников через внедрение проектно-исследовательской деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников через внедрение проектно - исследовательской деятельности.

Вопрос воспитания детей всегда актуален,

ибо без этого невозможна преемственность

поколений, передача базовых знаний

и духовно-нравственных норм,сохранение

религиозных и культурных традиций.

В конечном итоге будущее цивилизации

напрямую зависит от того,кого и как

мы воспитаем сегодня.

В.В.Путин

Задачи духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во все времена оставались одними из самых главных государственных задач.

Много веков назад князь Владимир Мономах в своем знаменитом «Поучении» точно и емко определил главную силу нашего народа: «Духовность есть основа нации. Без духовности не может существовать Русь». А знаменитый академик Д.С.Лихачев писал: «Мы не выживем физически, если умрем духовно».

На протяжении нескольких десятилетий наша страна переживала период великих реформ. Эти реформы коснулись всех сторон жизни: экономики, политики, идеологии. В XXI век Россия вступила с рыночными отношениями, новой Конституцией, но, к сожалению, с искореженным сознанием. Старые ценности были полностью разрушены, а новые так и не созданы. Разруху в экономике нам все же удалось преодолеть, а вот разруха в наших умах и душах, к сожалению, осталась. Особенно пагубные последствия этой разрухи испытывает на себе молодое поколение. Ведь такие важные ценности, как любовь и верность Родине, патриотизм, честь, достоинство, уважение к старшим заменили мнимые атрибуты легкой и красивой жизни, навязываемые с экранов телевизоров и обложек глянцевых журналов.

В настоящее время проблема духовного возрождения России решается на самом высоком уровне. В.В.Путин в одном из своих выступлений отметил: «Без ценностей, заложенных в христианских и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство».

С 17 октября 2013года вступил в силу ФГОС ДО,в основу которого заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Суть данной Концепции можно выразить словами Д.С.Лихачева «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое!»

Федеральный государственный стандарт закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников. Так в общих положениях ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одной из главнейших задач Стандарта является «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».

Проблема духовного возрождения и возвращения нравственных ценностей волновала меня на протяжении всей моей педагогической деятельности. Будучи учителем истории в средней школе, я большую часть своей работы, посвятила гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В настоящее время, являясь воспитателем детского сада, я убедилась в том, прививать нравственные и духовные ценности детям необходимо с дошкольного возраста.

Я уверена, что духовно-нравственное воспитание должно являться одной из важнейших воспитательных задач в дошкольном учреждении. Приобщение к истокам национальной культуры и истории с раннего возраста целесообразно начинать со знакомства с народными праздниками, обычаями, традициями. Даже маленький ребенок способен понять, что каждый человек – это часть своего народа, что у каждого человека есть своя Родина – родные и дорогие сердцу места. А самое главное, есть близкие и родные люди – родственники, которые всегда рядом, и в горе, и в радости. И нужно быть достойным своего рода, не опозорить его, не предать и не прервать.

Национальная самобытность воспитания и обучения рассматривалась многими русскими педагогами как важнейшее условие разумного построения системы образования. Так, по мнению В.А. Сухомлинского, «только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по-настоящему раскрывается как личность; самое главное - открывать глаза на дорогое и родное».

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка – это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания. К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации эмоций, сложившихся ранее в опыте ребенка, а также перестройке или возникновению новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым и другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.

Дошкольный возраст отличается большой восприимчивостью, поэтому именно в этом возрасте необходимо начинать приобщение детей к истокам национальной культуры через различные виды деятельности.

Исходя из своего педагогического опыта, я пришла к выводу, что оптимальным вариантом интеграции образовательных областей в дошкольном образовании является метод проектов.

Как показала моя педагогическая практика, метод проектов расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

Исходя из анализа принципов и задач ФГОС, а также из опыта собственной педагогической деятельности, я поставила перед собой цель: поиск путей духовно-нравственного развития дошкольников через реализацию технологии системно-деятельностного подхода, развития познавательного интереса и творческих способностей ребенка через внедрение проектного и исследовательского методов обучения, системной и целенаправленной работы с одаренными воспитанниками в рамках реализации целевой программы учреждения и округа «Одаренные дети».

Я уверена, что одним из путей духовно – нравственного развития дошкольников является проектная деятельность, главным направлением которой стало ознакомление детей с истоками народной культуры через применение техники использования бус.

Представленный мною проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и реализовывался в соответствии с ФГОС ДО через различные виды деятельности и затронул следующие образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое и физическое развитие. В планировании так же предусмотрены использование различных методов и приемов, чередование видов деятельности (познавательные беседы, чтение, рисование бусами), творческие задания, прослеживается вариативность форм организации детей: коллективной, подгрупповой и индивидуальной (см. раздел Содержание проекта)

Чтобы найти верный путь духовно-нравственного воспитания, необходимо заинтересовать детей, восхитить чем-то необычным и непривычным. На мой взгляд, одним из интереснейших способов формирования познавательного интереса дошкольников к народной культуре, является техника использования бус.

Казалось бы, как можно связать бусы и такую важную проблему как духовно-нравственное воспитание? А ведь, если задуматься, бусы прекрасны тогда, когда связаны одной нитью. Эта нить практически незаметна, но стоит ей разорваться, и уже нет былой красоты, раскатилась она по уголочкам и потаенным местам. Так и в истории: пока поколения связаны незримой нитью, пока передается из рода в род память предков, их заветы, обычаи, традиция и культура, жив род и история его жива. Порвалась нить – прервался род. К сожалению, в истории немало примеров, когда целые народы вымирали физически. Главной причиной были не эпидемии или войны, а потеря нравственных ориентиров, духовности и родовой памяти. Вот почему необходимо приобщать детей к истокам народной культуры, ведь именно в ней отражается душа народа, ее уникальность и самобытность.

Основополагающим компонентом данной техники стала методическая разработка Майи Ивановны Родиной «Бусоград». Внимательно изучив эту методику и составляющие ее игры-упражнения с бусами, я разработала новые элементы игр и упражнений, которые помогают дошкольникам изучать культуру народов Югры, их традиции в интересной, познавательной и необычной форме.

Наши предки не случайно наделяли бусы чудодейственными и магическими свойствами. Бусы были не просто украшением, они несли в себе загадочные символы, долгое время служили амулетами и оберегами. Даже в современном слишком реалистичном мире, бусы, став модным аксессуаром, не утратили своей таинственности. Действительно, есть в них что-то магическое. Может быть, поэтому они так притягивают к себе детей. А если дать полет своей и детской фантазии, то бусы превратятся еще и доступный и эстетически притягательный дидактический материал.

При работе с бусами происходит развитие пространственной ориентации; работа с ними в группе обогащает коммуникативный опыт ребенка; способствует развитию мелкой моторики и, конечно же, творчества. Помимо этого, ребенок на практике постигает такие понятия, как цвет, форма, размер. Очень важно, что благодаря всему этому, развиваются и речевые способности ребенка. В методической разработке М.И. Родиной, указывается, что, благодаря применению в работе с детьми техники «Бусограда», дети «быстрее начинают чисто и выразительно говорить».

Еще мне хочется отметить, что «Бусоград» без проблем помогает решить такую сложную поведенческую задачу, как прививание усидчивости и внимательности детям с СДВГ. И опыт работы показал, чтоу таких детей действительно отмечается значительное улучшение: дети стали более спокойны, собраны, внимательнее.

И, конечно же нельзя не отметить релаксирующий эффект от занятий с бусами. Здесь еще одним неоценимым помощником является музыка – своего рода музыкальная терапия вкупе с бусотерапией. Мною замечено, что в процессе работы с бусами многие дети с проблемами спастического состояния верхних конечностей (контрактур) гораздо легче и быстрее преодолевают эти сложности. И как результат – пластичная, выразительная рука, так необходимая нам в музыкально-ритмическом движении.

В ходе реализации проекта был оформлен уголок «Шкатулка с чудесами», в котором разместились бусы и специальные памятки-инструкции, содержащие знаки и символы бусотехники, полочка умных книг «Удивительные бусинки», где собраны сказки, загадки, интересные истории и удивительные факты о бусах, специальные упражнения, дидактические и развивающие игры с бусами.

Работа над проектом началась с практических занятий. В начале проекта я рассказала детям об истории бус, их значении и роли в жизни людей и в культуре и обычаях целых народов. Затем познакомила детей с «тайными знаками» - символами бусотехники. Используя наглядный метод, мне удалось показать, а главное, доказать детям, что бусы – это непростое украшение, бусами можно рисовать не только отдельные предметы, но и яркие и необыкновенно красивые картины.

Для того, чтобы дети смогли лучше запомнить знаки-символы, каждому знаку я сочинила небольшое стихотворение (см.Приложение). Так в игровой форме мои воспитанники легко и быстро запомнили основные элементы бусотехники.

Свой проект я образно назвала«Шкатулка с чудесами», так как в нем нашлось место не только волшебным «говорящим» бусам, но и собраны «жемчужинки» культурного наследия нашего народа: описание старинных обрядов и обычаев, праздников; припевки, колядки, загадки, прибаутки, сказки и былины. Именно они учат нас добру, милосердию, честности, чуткости, справедливости и любви. Такие драгоценности, бережно хранятся в нашей «Шкатулке с чудесами».

После успешной реализации первого этапа проекта мы приступили к главному – знакомству с истоками народной культуры, а именно с народными праздниками, традициями и обычаями. Дети с удовольствием отправлялись в «путешествие вглубь веков», в доступной и интересной форме узнавали о таких праздниках, как Осенины, Кузьминки, Русальи недели. Припевки, колядки, дразнилки, авсеньки, скороговорки не только легко воспринимаются детьми, но способствуют развитию дыхательного аппарата, четкой дикции, нормального темпа речи. Потешки и прибаутки развивают воображение, а считалки, наоборот, отличаются четкостью, ритмичностью и краткостью. Загадки знакомят детей с радостью мышления, песни поддерживают интерес к поэтическому слову, развивают чувство юмора. Народные игры – хороводные, подвижные, музыкальные – влияют на развитие ума, характера, воли, нравственных чувств ребенка и укрепляют его здоровье. Именно игровая форма способствовала успешному освоению фольклорного языка, ведь в игре ребенок входит в образ, у него обостряются чувства, он воображает, искренне переживает изображаемые действия и верит в их правду. В этом я убедилась, когда провела творческие игры «Путешествие в Белогорье или как мы за Птицей Дивною ходили», «Как мыВасилисе Прекрасной ковер помогали вышивать», познавательное мероприятие «Вороний день. В гостях у Миснэ», игру-викторину «Осенний лес полон чудес».

В раках реализации проекта «Шкатулка с чудесами», я приняла участие в ежегодном городском мероприятии «Ярмарка педагогических идей», представив педагогам дошкольных образовательных учреждений города мастер-класс «Изготовление панно с использованием бус «Вороний день – праздник весны и жизни». Кроме этого, на международном сайте maam.ry и на региональном сайте «Моя Югра» разместила сценарии мероприятий «Путешествие в Белогорье или как мы за Птицей Дивною ходили» и «Осенний лес полон чудес».

Большую помощь в реализации проекта оказали родители. Они приняли активное участие в подборе художественной и познавательной литературы. Благодаря мамам и бабушкам моих воспитанников наша «Бусотека» постоянно пополнялась бусами, брошами, декоративными украшениями. Вместе с детьми родители с удовольствием выполняли домашние творческие задания, например, придумать историю о бусах, сочинить сказку «В водном царстве, в Подводном государстве», изготовить лучший костюм колядовальщика, приготовить самый лучший блин и т.д.

Самым важным результатом данного проекта я, безусловно, считаю объединение детей и взрослых в единый творческий коллектив, где все были искренне заинтересованы в результатах друг друга. Вместе нам удалось организовать интересную познавательную деятельность и реализовать творческий потенциал детей, педагогов и родителей.

Хочу отметить, что мои воспитанники стали участниками и победителями всероссийских конкурсов, викторин и олимпиад, посвященных изучению истории и народной культуры, что подтверждают соответствующие грамоты.

В связи тем, что данный проект вызвал большой интерес у детей и их родителей, я решила продолжить работу в данном направлении.

В настоящее время проект «Шкатулка с чудесами» успешно реализуется в нашей группе, что позволяет мне, как педагогу, не только давать знания об истории наших предков, традициях и обычаях нашего народа, но и целенаправленно претворять в жизнь свою главную цель – помочь детям познавать нравственные ценности, расти не только физически, но и духовно.

Автор: Ворожбицкая Лариса Владимировна

Комментарии (0)

    Оставьте комментарий первым!.