Образовательный портал
«Тридевятое царство»

Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство

Как на масляной неделе… (сценарий театрализованной игровой программы для детей старшего дошкольного возраста)

Как на масляной неделе…

(сценарий театрализованной игровой программы

для детей старшего дошкольного возраста)

Данный сценарий рассчитан на старший дошкольный и младший школьный возраст. Количество детей может быть разным: одна или несколько групп или классов. Продолжительность составляет 1- 1.5 часа.

Цель: познакомить детей с народным праздником «Масленица».

Игра имеет большое значение в жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста. В сценарии используются различные типы игр, чтодает возможность ребенку проявить себя в разных видах деятельности. Кроме этого в сценарии есть познавательный материал о народном празднике – Масленица.

Действующие лица: Скоморох 1

Скоморох 2

Масленица

Зима

Весна

Голос из-за кулис: Как при сказочном царе, при Горохе,

Шли веселою гурьбой скоморохи.

Скоморохи шли весну встречать,

Да зиму-матушку провожать!

(Выходят скоморохи)

Вместе: Все скорей сюда бегите

И на нас вы поглядите.

1 скоморох:Будем зиму провожать,

Масленицу отмечать.

2 скоморох:Созываем мы гостей

Со всех известных волостей.

1 скоморох:Я в душе большой проказник

И люблю веселый смех.

И хочу, чтоб этот праздник,

Хорошо прошел для всех.

2 скоморох:Хлопать кто умеет громко?

1 скоморох:Ну-ка, не жалейте пальчиков,

Дорогие мальчики.

2 скоморох:А сейчас дружнее, громко,

Пусть похлопают девчонки.

1 скоморох:Если ноги станут мерзнуть,

То ногами топайте.

2 скоморох:Если руки станут мерзнуть,

То в ладоши хлопайте.

1 скоморох:Дружно топайте ногами,

Дружно хлопайте руками.

2 скоморох:Подходи сюда народ и давай знакомиться,

Пусть надолго вам этот день запомнится.

(Игра на знакомство, см. приложение).

1 скоморох: Что за славный денек!

Собирайся, народ.

Будем петь да шутить,

Да Весну веселить.

2 скоморох:Милости просим вас на масляничное гулянье!

1 скоморох:Ребята, встретим Масленицу честь по чести,

Повторяйте с нами вместе.

(Песня-кричалка «Масленица», см. приложение)

(выходит Масленица)

1 скоморох:Здравствуй, Масленица годовая!

Наша гостюшка дорогая!

2 скоморох:С тобой мы всегда рады повеселиться на празднике проводов

Зимы холодной, встречи Весны ясной. Надолго ли ты,

Масленица, к нам пришла?

Масленица:Здравствуйте, люди добрые! Я пришла к вам всего на 7 дней.

О каждом из этих дней я вам сейчас расскажу.

Понедельник называется «встреча», в этот день ребятишки

выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную

бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками.

Так они прощались с зимой, готовились встретить весну.

Давайте и мы свами поиграем в снежки.

(Игра «Снежки», см. приложение).

Масленица:Вторник называется «заигрыши». В этот день усаживали в

санях чучело, изображающее Масленицу, надевали на него

шубу шерстью вверх, шапку, подпоясывали кушаком,

обували в лапти и возили его по деревням. Кроме этого,

съезжали с гор на санях, салазках. Когда темнело,

устраивали общие вечеринки. На вечеринках пели,

веселились, играли, водили хороводы. Давайте и мы с вами

поиграем в одну из таких игр.

(Игра «Жмурки с колокольчиком», см. приложение)

Масленица:Среда считается «лакомкой». В этот день всех угощали

блинами. А как вы думаете, почему блины круглые?

(ответ детей)

Потому что они символизируют весеннее солнце. А давайте

споем песню про блины.

(Песня-кричалка «Блины», см. приложение)

Масленица: Четверг называется «широкий» или «разгуляй-четверток».

Веселье усиливалось. Все днем веселились на улице, пели

песни или устраивали хороводы.

1 скоморох: Давайте покажем Масленице на хоровод.

(Игра-песня «Высокий замок до небес», см. приложение)

Масленица: Замечательный хоровод!

В пятницу и субботу устраивали посиделки, потому эти дни

так и назывались. В эти дни ходили к родственникам в гости

на блины. В городах устраивали балы, маскарады. Давайте

устроим небольшой бал и потанцуем.

(Танец «Лавата», см. приложение)

Масленица: А в воскресенье народ прощался с Масленицей. И день этот

называли проводы или прощеный день.

1 скоморох: Это что же выходит, раз прощеный день, то все просят

прощения и прощают?

Масленица: Именно так.

(Скоморохи начинают просить друг у друга прощения).

Масленица: Подождите, еще рано. Это делали после вечерней службы.

Все прощали друг друга, просили прощение у родных за

обиду и досаду и просто так, без видимой причины. Кто

знает, может обидел когда человека, да не заметил. Поэтому

помните об этом и в воскресенье вечером обязательно

попросите у всех прощения.

2 скоморох: Хорошо, хорошо, мы не забудем. Ведь правда, ребята?

(ответ детей)

Масленица: Вот и перелистали мы с вами все 7 листков короткого

масленичного календаря. Прошла неделя, Масленица

закончилась и мне пора уходить.

Спасибо вам большое.

Молодцы! Хорошую встречу и добрые проводы вы мне

подготовили.

(Масленица уходит)

(Скоморохи говорят торжественно, под звук фанфар)

1 скоморох: Внимание! Внимание!

Предупредить заранее

Я должен вас, друзья.

2 скоморох: Сюда, подобно чуду,

С минуты на минуту,

Должна прибыть Весна.

(Звучит «холодная» музыка. Появляется Зима.)

Зима: Это кто тут хозяйничать собирается?

Хотите снега мои топить да Весну приваживать?

Я – Зима-госпожа, как захочу, так и будет.

1 скоморох:Да полно, Зимушка куражится!

Пришла пора уходить тебе со двора.

2 скоморох: Уноси скорее ноги,

Очищай Весне дорогу!

Зима: Мне уходить? Да я – Зима, хозяйка тут. И власть моя!

1 скоморох: Нет, государыня Зима,

Конец твоей власти!

Мы только в следующем году

Скажем тебе «Здрасти!»

2 скоморох: А в этом, со всем вниманием,

Скажем тебе «До свидания!»

Зима:Да я вас заморожу!

(Игра «Морозко», см. приложение).

(Во время игры Зима дотрагивается до 2 скомороха и «замораживает» его, он замирает)

1 скоморох: Ты зачем моего друга заморозила?

Нехорошо так поступать,

Не надо младших обижать!

Зима: Да я сейчас тебя заморожу!

(Зима пытается дотронуться до скомороха, он уворачивается, отбегает)

1 скоморох: Не заморозишь! Мы солнышко на помощь позовем.

Оно нас лучами согреет.

(Игра-кричалка «Солнце», см. приложение)

(2 скоморох начинает двигаться и «оживает»)

2 скоморох: Спасибо, ребята, что теплом своим согрели, солнечными

лучами обогрели!

А тебя, Зима, на бой вызываю!

1 скоморох: Ну, народ, выбегай! Всем миром победим Зиму, глядишь,

и Весна объявится!

Зима: Ах, какие смелые! Все на одну!

На санках, лыжах катались?

У елки плясали?

А теперь, меня и пожалеть некому!

2 скоморох: И впрямь нехорошо получается!

Но ничего, мы тебя на честное соревнование вызываем.

Зима: Ну, хорошо. Вот вам испытания,

Если их усилите, уйду с добром.

А если нет, то берегитесь – снегами завалю.

1 скоморох: Говори, какие испытания.

Зима: Для начала проверю ваше внимание.

(игра «Сосульки-сугробы», см. приложение)

Зима: Да, не смогла я вас обхитрить.

Попробую в другом вас победить.

Зима: А танцевать вы сможете вприсядку?

Тот, кто «Барыню» станцует,

Мороза лютого минует.

(Танец «Барыня» см. приложение)

Зима: Ох, утомили меня! Ладно, согласна,

Вы сильнее, а Весны-то все равно нет.

2 скоморох: А ну-ка, ребята, скорее вставайте,

Весну-красавицу вы зазывайте.

1 скоморох: Повторяйте за нами:

Ой, весна моя, весняночка!

Из-за темных лесов,

Солнцем, светом озари.

(Кричит 3 раза)

(звучат фанфары, появляется Весна)

Весна: Здравствуйте, люди добрые!

Здравствуй, сестрица Зима!

Зима: Здравствуй, Весна-красна.

Не рано ли к нам в терема?

Весна: Весна уж пробудилась ото сна,

Темнеет снег и тает лёд,

И все вокруг весну зовет.

Ты сестрица, порядок не сбивай,

Поскорей улетай.

Зима: Ладно, что ж, твоя взяла.

Против вас бессильна я.

Не сердитесь, люди добрые,

Что снегами завалила,

Морозами утомила:

Малых деток забавляла,

Как умела – развлекала,

Санки, лыжи и коньки,

В этом деле помогли!

Весна: Ты прости-прощай, Зимушка-матушка!

1 Скоморох: Ты на нас не серчай!

Ждем тебя через годок,

На осенний, на листок!

(Зима уходит)

2 скоморох: Весна-красна, что ты нам принесла?

Весна: Траву-мураву,

Траву шёлковую,

Вербу пушистую,

Цветы душистые,

Солнышко ясное,

Настроение прекрасное.

1 скоморох: Улыбнись нам, Весна.

И румяна, и красна.

Все как надо понимай,

Эстафету принимай!

Нынче праздничная дата.

Зажигай костер, ребята,

Будем зиму жечь!

(Игра «Пламя», см. приложение)

Скоморохи и Весна вместе: Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели,

Чтобы все невзгоды,

Зимние морозы, неудачи, слезы –

Пусть горят, сгорают.

Кричат вместе с детьми 3 раза:

Гори, гори, ясно,

Чтобы не погасло.

Весна: Заводите хоровод!

Веселей, честной народ!

На земле, ветрам открытой,

Завершаем праздник мы,

В честь румяной, знаменитой,

В звонкой песне незабытой,

Нашей матушки – зимы!

2 скоморох: Всех ребят мы с весной поздравляем,

Здоровья и счастья желаем!

2 скоморох: Счастье будет вам горой

Урожая воз большой!

Весна:На столе всегда пирог

Легких вам всегда дорог!

1 скоморох: Ну, а нам с Весной дальше идти,

Пожелайте нам счастливого пути!

Весна: Пусть всех весенний ветер дразнит,

Нам жить без праздников нельзя.

Вместе: Не уходи из сердца праздник.

До новых праздников, друзья!

(герои уходят)

Приложение.

1. Игра на знакомство.

Ведущий говорит слова, а дети выполняют движения:

Димы, Оли и Алеши – дружно хлопайте в ладоши.

Вызывает интерес – Владик, Юра, Коля здесь?

Если здесь, то не тяните и ногами топочите.

Ну-ка, вместе, дружно Саши, Сережи, Наташи,

Люды, Ирочки и Вити нам руками помашите.

Всех друзей нам не объять,

Всех имен нам не назвать,

Остальных мы просим вместе

Прыгнуть высоко на месте.

2. Песня-кричалка «Масленица»

Ведущий говорит строчку, все за ним её повторяют:

1 куплет:

Масленица, Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Привет:Похлопаем в ладошки,

Танцуют наши ножки,

Головой кивнули,

Глазом подмигнули,

Дружно покружились,

И остановились.

2 куплет:

Масленица, Масленица,

Блинами попеканщица,

Приходи раненько,

Встретим хорошенько –

Сыром, маслом и блином,

И румяным пирогом.

Припев тот же.

3 куплет:

Масленица – блиноноеда,

Накормила до обеда,

И сама – за плетень,

На весь день, на весь день.

Послизала сыр и масло,

А сама потом погасла.

Припев тот же.

3. Игра «Снежки»

Дети, разделившись на 2 команды, берут в руки «снежки» и пытаются попасть друг в друга. Задача нападающих – попасть «снежком» в противника; обороняющихся – увернуться и не дать в себя попасть. Побеждает команда, которая сделала больше метких попаданий (снежки сделаны в виде шариков из полиэтиленовых пакетов или ваты).

4. Игра «Жмурки с колокольчиком»

Для игры понадобится небольшой колокольчик, 2 повязки на глаза и удлиненный воздушный шарик. Дети делятся на 2 команды. Команды выделяют по одному участнику. Обоим надевают маски, одному привязывают колокольчик к ноге, второму дают в руки шарик.

По сигналу ведущего игрок с колокольчиком убегает от противника, который старается «осалить» его шариком. Болельщики игрока с колокольчиком пользуются правом подсказки. Когда игрок с шариком подходит близко к своему противнику, они кричат «Огонь» и тем самым предупреждают своего игрока. Игра продолжается недолго, затем выходит следующая пара, роли играющих меняются. Выигрывает та команда, чей игрок с шариком больше раз запятнал противника.

5. Песня-кричалка «Блины»

Ведущий говорит строчку, все за ним её повторяют:

Как на масляной неделе

Со стола блины летели:

И сыр, и творог –

Все летело под порог.

Как а масляной неделе

Из печи блины летели:

Весело было нам!

Весло было нам!

6. Игра-песня «Высокий замок до небес»

Ведущий поет и показывает движения, дети повторяют:

Высокий замок до небес (руки домиком над головой),

Вокруг него высокий лес (вращение кистями рук над головой),

Кто в этот замок попадет (идем шагом),

Назад дороги не найдет (покачивание рукой вправо-влево с поднятым указательным пальцем).

Куплет повторяется 5-6 раз с последующим ускорением.

7. Танец-игра «Лавата»

На мелодию песни «Маленькой елочке холодно зимой» ведущий сучастниками разучивает слова:

Дружно танцуем мы тра-та-та

Танец веселый наш – это «Лавата» (2 раза)

Затем задает вопросы:

- Руки были?

Участники отвечают:

- Нет!

- Мои руки хороши? (Ведущий)

- Хороши…

А у соседа (Ведущий)

- Лучше.

Все берутся за руки и под музыку идут в одну сторону и поют. Затем слово «рки» заменяется на «локти», «колени», «печи», «уши», «носы».

8. Игра «Морозко»

Ведущий просит вытянуть руки вперед и объясняет, что если он дотроется до рук ребенка, то ребенок «замерзнет». Задача детей – вовремя убрать руки. Кто не успел, должен замереть.

9. Игра-кричалка «Солнце»

Ведущий говорит строчку, а дети за ним повторяют:

Где ты солнце, в самом деле?

Мы совсем окоченели:

Без тебя вода замерзла,

Выйди солнце поскорей,

И ребят ты обогрей.

10. Игра «Сосульки-сугробы»

Ведущий поочередно поднимает и опускает руки, говоря: «Сугробы-сосульки». Дети должны быть внимательными и опускать руки при слове «сугробы» и поднимать при слове «сосульки». Ведущий пытается их запутать, говоря, к примеру, «сосульки» и опуская при этом руки.

11. Танец «Барыня»

Ведущий говорит слова и показывает движения. Все повторяют. По нарастанию темпа музыки, участники должны повторять движения за ведущим.

Топни правая нога,

Хлопни левая рука,

Руки в боки – поворот,

Пляшет Барыню« народ.

Левым глазом подмигнем,

Правым ухом поведем,

Улыбнемся влево, вправо,

Пляшем «Барыню» на славу!

12. Игра «Пламя»

Ведущий говорит и показывает:

Сейчас мы с вами устроим костер,

Пламя будет гудеть: у-у-у (все гудят),

А солома будет шипеть: ш-ш-ш (все шипят),

А языки пламени будут плясать так (руки над головой и покачивания ими вправо и влево),

А народ будет кричать: ах (все ахают),

А теперь быстрее (все повторяют слова и движения с ускорением).

Использованная литература:

  • Вакуленко Л. М., Милованова Л. А., Рыков Е. Б. Школьная мозаика: Фестивали, праздники, вечера. – СПб: 1997.
  • Панфилов В. В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. – М.: Риг., 1997.
  • Сборник сценариев: Зимние народные праздники, игры, забавы. – Оренбург.2001.
  • Сценарии игровых театрализованных программ для разновозрастной аудитории «Госпожа широкая Масленица» (сост. Фесенко Л. В.), «Масленица» (сост. Лосева И. В.).
  • Сценарий игровой театрализованной программы для среднего школьного возраста «Душа наша Масленица» (сост. Кононова З.).

Автор: Плотникова Ольга Викторовна

Комментарии (0)

    Оставьте комментарий первым!.