ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Агуреева Ирина Николаевна
Воспитатель высшей категории
Воспитатель ГУ ЛНР «ясли-сад № 41»
Эл. адрес: agureev01@mail.ru
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь между использованием мнемотехники и речевым развитием дошкольников. Влияние развития наглядно - образного мышления детей на формирование связной речи.
Ключевые слова: мнемотехника, мнемотаблицы, развитие связнойречи, развитие образного мышления.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной, т.к. дети очень перегружены информацией поступающей извне помимо нашей воли. А развитие современных технологий подменяет живое человеческое общение, с интонациями, звукопроизношениями, тембрами речи - зависимостью от компьютера и расфокусированию внимания ребенка. Современный ритм жизни приводит к недостатку общения родителей со своими детьми, игнорированию речевых трудностей и увеличивает число дошкольников с недостатками речи. Формирование связной речи – наиболее сложный раздел обучения, т.к., на сегодняшний момент речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений, с грамматически не правильно построенными предложениями и бедным словарным запасом. Современный ребенок не может самостоятельно грамотно и доступно сформировать вопрос построить краткий или развернутый ответ, монолог: сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. И одним из факторов, облегчающих процесс становления связной речи, является использование мнемотехнических приемов.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Целью мнемотехники является развитие памяти, мышления, воображения, внимания, т.е. тех психических процессов, которые тесно связаны с речью и ее полноценным развитием. [5]
Хорошо известно, что язык мозга — это образы - зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Ребенок в своём воображении соединяет несколько процессов, зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы. Приёмы мнемотехники не совершенствуют память, они только облегчают запоминание. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу. Как любая работа строится от простого к сложному.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик », его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. [1]
А удетей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста. [2] Таким образом, приём символизации — это наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах. Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для: ‒ обогащения словарного запаса, ‒ при обучении составлению рассказов, ‒ при пересказах художественной литературы, ‒ при отгадывании и загадывании загадок, ‒ при заучивании стихов.
В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров детям достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники предназначены для облегчения усвоения детьми информации.
При работе с мнемотаблицами большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия (зрительного, слухового, осязательного…) Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.
Следующим этапом работы является формирование у детей навыков запоминания любой информации. Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:
метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок; метод, использующий образное мышление; метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»); метод трансформации (превращения).
В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость, распределения, переключение).
Это значит, что через игры, игровые упражненияразвиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.
Для этого на занятиях можно использовать: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие. [3, 6, 7]
Работа по мнемотаблице проходит в несколько этапов:
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено;
2. Осуществляется перекодировка информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме, в младшей группе с помощью воспитателя, а в старших-самостоятельно.
Размеры мнемотаблиц могут быть различными - в зависимости от возраста детей, уровня их развития.
-Для дошкольников среднего возраста-таблицы на 6 клетках;
-Для дошкольников старшего возраста-таблицы на 9-12 клетках;
-Для подготовительного к школе возраста-таблицы на 12-15 клетках. [4]
Использование приёмов мнемотехники в работе с детьми позволяет достичь ощутимых результатов в развитии связной речи дошкольников:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Таким образом, использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность коррекции речи старших дошкольников, способствует повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса, который развивает связную речь детей. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, так необходимой для адаптации в современном информационном обществе.
Список литературы.
1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.
2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3. Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб, «Светлячок», 2000.
4. Давыдова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давы-дова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.
6. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.
7. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
Комментарии (0)