Образовательный портал
«Тридевятое царство»

Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство

Организация взаимодействия участников коррекционного процесса (специалистов, родителей, педагогов)

Статья воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Колесовой Светланы Николаевны на тему «Организация взаимодействия участников коррекционного процесса (специалистов, родителей, педагогов)».

Мир, в котором живет современный ребенок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие различные отклонения в развитии, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша. С другой стороны – неблагоприятные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.

В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в группах компенсирующей направленности.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Этот процесс должен быть комплексным ипроходить с участием специалистов различного профиля: учителя – дефектолога, учителя – логопеда, психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателей группы и родителей.

Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные иподгрупповые занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.

В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Поскольку с детьми, имеющими ОВЗ, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.

Все специалисты работают под руководством учителя — дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно — развивающей работы. В нашей группе при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком и родителями на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов мы придерживаемся следующей системы:

  • Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и учителем – логопедом изучают детей.
  • Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).
  • Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.

Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.

Результаты обсуждаются и анализируются, и,исходя из этого, намечаются пути коррекции.

Здесь важно учитывать, что узкий специалистдолжен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты.

Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.

Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.

Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.

Мы (воспитатели) проводим непосредственную образовательную деятельность с детьми, закрепляем приобретенные детьми знания, отрабатываем умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий, а также в режимные моменты.

В нашей группе одним из средств осуществления взаимосвязи специалистов являются задания учителя-дефектолога и учителя – логопеда воспитателю. Задания соответствуют плану-программе работы группы и имеют следующие составляющие: речевые пятиминутки, подвижные игры и упражнения, рекомендации по индивидуальной работе с детьми, а также список литературы, рекомендуемый для чтения детям. Ежедневные задания даются дефектологом и логопедом только после того, когда было завершено обследование детей, проведена диагностика, утверждён план коррекционной работы группы.

Вся система работы нашей группыстроится на тесной взаимосвязи с родителями.Основная задача наша, как педагогов, при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Мы разъясняем родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дают специалисты. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.

Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто наблюдателями. Мы совместно поставили цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.

Определили задачи:

  • установить партнёрские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
  • повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
  • формировать навыки наблюдения за ребёнком, умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
  • привлекаем родителей к совместной работе;
  • объясняем, какую помощь от них ждут специалисты, участвующие в коррекционном процессе, в целях достижения успеха коррекционной работы с детьми.

Работу с родителями мы проводим как в традиционных формах, так и инновационных.

Традиционные формы работы делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Коллективные формы работы:

  • день открытых дверей;
  • родительские собрания;
  • конференции с родителями;
  • экскурсия по детскому саду;
  • тематические занятия семейного клуба;
  • проведение детских праздников и досугов;
  • презентации и игры для родителей.

Проводим различные виды родительских собраний:

  • «Мастер — класс».
  • «Душевный разговор».
  • «Турнир знатоков».
  • «Семинар — практикум».
  • «Аукцион».
  • «Педагогическая лаборатория».
  • «Педагогическая гостиная».
  • «КВН», «Поле чудес».

В ходе собраний мы обсуждаем интересные темы, предлагаем не стандартные решения сложных вопросов.

Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары — практикумы; тематические консультации; презентации.

Индивидуальные формы работы:

  • анкетирование и опросы;
  • беседы и консультации специалистов;
  • запись на магнитофон ответов детей, рассказов;
  • рекомендации родителям и закрепление пройденного материала;
  • родительский час.

В беседах и консультациях мы предлагаем игровые упражнения и задания, направленные на закрепление учебного материала, способствующие развитию и коррекции психических функций и повышению познавательного интереса.

Формы наглядно-информационного обеспечения:

  • еженедельные консультации;
  • рубрика «Вести»;
  • фото уголок;
  • папки-раскладушки;
  • библиотечка-передвижка;
  • буклеты, листовки, памятки.

Пропаганду педагогических знаний ведем через систему наглядной агитации. В группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы.

Совместно осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в работе с семьями, были использованы:

  • консультации специалистами каждому ребенку;
  • музыкальные произведения по возрасту детей;
  • комплекс утренней гимнастики и подвижные игры;
  • картотека игр и упражнений.

В основном это материал, объединённой одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.

Все специалисты проводят мониторинг основных показателей общего развития ребенка. Анализируя его в течение трех учебных лет, можно сделать вывод о положительной динамике, что свидетельствует об эффективности нашей совместной работы. Каждый специалист работает по одним и тем же выделенным направлениям, а вот методы и приемы, используемые специалистами, различные и виды деятельности ребенка тоже различны. Таким образом, многократное и многоплановое воздействие на одну и ту проблему помогает нам быстрее преодолеть ее. Педагоги предоставляют возможность учиться не только детям, но и родителям, делая процесс общения взрослых и детей более гармоничным. Мы стараемся оказать помощь семье в интеллектуальном, психоэмоциональном и физическом развитии ребенка дошкольного возраста. Родители воспитанников активно принимают участие во всех конкурсах и выставках семейных творческих работ.

Таким образом, вся работа специалистов ДОУ позволяет:

  • обеспечить будущим первоклассникам равные стартовые возможности при поступлении в школу;
  • своевременно помочь детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии.

Итогом сотрудничества специалистов ДОУ с родителями являются следующие результаты:

  • родители перестают быть просто зрителями и наблюдателями, становятся активными участниками различных мероприятий;
  • папы и мамы стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания;
  • возросло взаимоуважение и взаимопонимание педагогов и родителей;
  • у родителей сформировалось уважительное отношение к продуктам детской деятельности;
  • улучшились количественные показатели присутствия родителей на групповых и детсадовских мероприятиях;
  • родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада;
  • изменился культурный уровень родителей, снизилось количество конфликтов;
  • родители и педагоги стали совместно решать проблемы, между ними сформировались партнёрские отношения с единым пониманием целей и задач педагогического процесса;
  • созданы условия для реализации идей родителей, их творческих способностей;
  • созданы условия для полноценного общения всех участников образовательного процесса.

Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий специалистов и родителей помогают создавать благоприятные условия для успешной коррекции задержки психического развития и полноценного личностного развития детей.

Вывод: только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.

Автор: Колесова Светлана Николаевна

Комментарии (0)

    Оставьте комментарий первым!.