Организация взаимодействия участников коррекционного процесса (специалистов, родителей, педагогов)
Статья воспитателя группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР Колесовой Светланы Николаевны на тему «Организация взаимодействия участников коррекционного процесса (специалистов, родителей, педагогов)».
Мир, в котором живет современный ребенок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменился. Сегодня особую тревогу вызывает рост количества детей с отклонениями в развитии. Причины, обуславливающие различные отклонения в развитии, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша. С другой стороны – неблагоприятные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.
В настоящее время наиболее распространенная форма оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с отклонениями в развитии – воспитание и обучение их в группах компенсирующей направленности.
Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Этот процесс должен быть комплексным ипроходить с участием специалистов различного профиля: учителя – дефектолога, учителя – логопеда, психолога, инструктора по физическому воспитанию, музыкального руководителя, воспитателей группы и родителей.
Успешное преодоление различных психических отклонений у детей в специальных (коррекционных) группах возможно при создании личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе. Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создается единое коррекционно-образовательное пространство и определенная предметно-развивающая среда.
Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные иподгрупповые занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде.
В нашем дошкольном учреждении мы разработали свою систему коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Поскольку с детьми, имеющими ОВЗ, эффективность проведения фронтальных занятий очень низкая, вся работа проводится в индивидуальной и подгрупповой форме.
Все специалисты работают под руководством учителя — дефектолога, который является организатором и координатором всей коррекционно — развивающей работы. В нашей группе при построении системы коррекционной работы совместная деятельность специалистов спланирована так, что педагоги строят свою работу с ребёнком и родителями на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.
Чтобы обеспечить единство в работе всех педагогов и специалистов мы придерживаемся следующей системы:
- Воспитатели совместно с учителем-дефектологом и учителем – логопедом изучают детей.
- Совместно изучается содержание программы и составляется перспективный план работы по всем видам деятельности детей и по всем разделам программы (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игровая деятельность и т.д.).
- Совместно готовятся и проводятся праздники, развлечения, тематические и интегрированные занятия.
Специалисты индивидуально обследуют детей, наблюдают за ними в процессе занятий. Воспитатели изучают детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
Результаты обсуждаются и анализируются, и,исходя из этого, намечаются пути коррекции.
Здесь важно учитывать, что узкий специалистдолжен знать содержание не только тех разделов программы, по которым он непосредственно проводит занятия, но и тех, которые проводит воспитатель. В свою очередь воспитатели должны знать содержание тех видов работы, которые проводят специалисты.
Правильное планирование обеспечивает необходимую повторяемость и закрепление материала в разных видах деятельности детей и в различных ситуациях.
Данные занятия являются итогом всей коррекционно-педагогической деятельности с детьми за определенный период. Чтобы все возможности детей были раскрыты, реализованы, над их подготовкой должен работать весь педагогический коллектив группы совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре.
Сетка занятий составлена так, чтобы каждый ребенок ежедневно был охвачен коррекционно-развивающей помощью. Количество занятий в неделю не превышает установленных норм.
Мы (воспитатели) проводим непосредственную образовательную деятельность с детьми, закрепляем приобретенные детьми знания, отрабатываем умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), в содержание других занятий, а также в режимные моменты.
В нашей группе одним из средств осуществления взаимосвязи специалистов являются задания учителя-дефектолога и учителя – логопеда воспитателю. Задания соответствуют плану-программе работы группы и имеют следующие составляющие: речевые пятиминутки, подвижные игры и упражнения, рекомендации по индивидуальной работе с детьми, а также список литературы, рекомендуемый для чтения детям. Ежедневные задания даются дефектологом и логопедом только после того, когда было завершено обследование детей, проведена диагностика, утверждён план коррекционной работы группы.
Вся система работы нашей группыстроится на тесной взаимосвязи с родителями.Основная задача наша, как педагогов, при организации работы с родителями – помочь им стать заинтересованными, активными и действенными участниками образовательного процесса. Мы разъясняем родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям, которые дают специалисты. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.
Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребёнка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть активными участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто наблюдателями. Мы совместно поставили цель: сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками, активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми.
Определили задачи:
- установить партнёрские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;
- повысить грамотность в области коррекционной педагогики, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми;
- формировать навыки наблюдения за ребёнком, умения делать правильные выводы из этих наблюдений;
- привлекаем родителей к совместной работе;
- объясняем, какую помощь от них ждут специалисты, участвующие в коррекционном процессе, в целях достижения успеха коррекционной работы с детьми.
Работу с родителями мы проводим как в традиционных формах, так и инновационных.
Традиционные формы работы делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
Коллективные формы работы:
- день открытых дверей;
- родительские собрания;
- конференции с родителями;
- экскурсия по детскому саду;
- тематические занятия семейного клуба;
- проведение детских праздников и досугов;
- презентации и игры для родителей.
Проводим различные виды родительских собраний:
- «Мастер — класс».
- «Душевный разговор».
- «Турнир знатоков».
- «Семинар — практикум».
- «Аукцион».
- «Педагогическая лаборатория».
- «Педагогическая гостиная».
- «КВН», «Поле чудес».
В ходе собраний мы обсуждаем интересные темы, предлагаем не стандартные решения сложных вопросов.
Хорошо зарекомендовали себя такие активные формы работы с родителями, как: семинары — практикумы; тематические консультации; презентации.
Индивидуальные формы работы:
- анкетирование и опросы;
- беседы и консультации специалистов;
- запись на магнитофон ответов детей, рассказов;
- рекомендации родителям и закрепление пройденного материала;
- родительский час.
В беседах и консультациях мы предлагаем игровые упражнения и задания, направленные на закрепление учебного материала, способствующие развитию и коррекции психических функций и повышению познавательного интереса.
Формы наглядно-информационного обеспечения:
- еженедельные консультации;
- рубрика «Вести»;
- фото уголок;
- папки-раскладушки;
- библиотечка-передвижка;
- буклеты, листовки, памятки.
Пропаганду педагогических знаний ведем через систему наглядной агитации. В группе оформлены «Уголки для родителей», где помещаются консультативные материалы по всем разделам программы.
Совместно осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в работе с семьями, были использованы:
- консультации специалистами каждому ребенку;
- музыкальные произведения по возрасту детей;
- комплекс утренней гимнастики и подвижные игры;
- картотека игр и упражнений.
В основном это материал, объединённой одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.
Все специалисты проводят мониторинг основных показателей общего развития ребенка. Анализируя его в течение трех учебных лет, можно сделать вывод о положительной динамике, что свидетельствует об эффективности нашей совместной работы. Каждый специалист работает по одним и тем же выделенным направлениям, а вот методы и приемы, используемые специалистами, различные и виды деятельности ребенка тоже различны. Таким образом, многократное и многоплановое воздействие на одну и ту проблему помогает нам быстрее преодолеть ее. Педагоги предоставляют возможность учиться не только детям, но и родителям, делая процесс общения взрослых и детей более гармоничным. Мы стараемся оказать помощь семье в интеллектуальном, психоэмоциональном и физическом развитии ребенка дошкольного возраста. Родители воспитанников активно принимают участие во всех конкурсах и выставках семейных творческих работ.
Таким образом, вся работа специалистов ДОУ позволяет:
- обеспечить будущим первоклассникам равные стартовые возможности при поступлении в школу;
- своевременно помочь детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии.
Итогом сотрудничества специалистов ДОУ с родителями являются следующие результаты:
- родители перестают быть просто зрителями и наблюдателями, становятся активными участниками различных мероприятий;
- папы и мамы стали ощущать себя более компетентными в воспитании детей, большинство родителей начали целенаправленно заниматься проблемами воспитания;
- возросло взаимоуважение и взаимопонимание педагогов и родителей;
- у родителей сформировалось уважительное отношение к продуктам детской деятельности;
- улучшились количественные показатели присутствия родителей на групповых и детсадовских мероприятиях;
- родители стали проявлять искренний интерес к жизни детского сада;
- изменился культурный уровень родителей, снизилось количество конфликтов;
- родители и педагоги стали совместно решать проблемы, между ними сформировались партнёрские отношения с единым пониманием целей и задач педагогического процесса;
- созданы условия для реализации идей родителей, их творческих способностей;
- созданы условия для полноценного общения всех участников образовательного процесса.
Практика показывает, что дети, окружённые вниманием, поддержкой и любовью, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Объединение усилий специалистов и родителей помогают создавать благоприятные условия для успешной коррекции задержки психического развития и полноценного личностного развития детей.
Вывод: только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.
Комментарии (0)