Образовательный портал
«Тридевятое царство»

Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство

Инклюзивное образование в сельской школе

«Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС»

«Обучение и социализация детей с ОВЗв инклюзивном образовательном пространстве МБОУ Александровской СОШ Карасукского районаНовосибирской области.»

Выполнила: ОвсянниковаСветлана Юрьевна

«Обучение и социализация детей с ОВЗв инклюзивном образовательном пространстве МБОУ Александровской СОШ Карасукского района Новосибирской области.»

Пояснительная записка.

Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

По данным министра здравоохранения и социального развития численность детей-инвалидов в России составляет 545 тысяч человек, 12,2% из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Численность детей, впервые признанных инвалидами, - 67 121 человек. 23,6% детей-инвалидов страдают заболеваниями различных органов и нарушений обмена веществ, 21,3% - умственными нарушениями и 23,1% детей-инвалидов имеют двигательные нарушения.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися сверстниками, и таким образом способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации для широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов.Переподготовка кадров должна носить регулярный устойчивый характер. Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.Инклюзия это серьезная интеллектуальная, организационная Инклюзия это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в контексте институциональных изменений.

Актуальность создания проекта

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. В МБОУ Александровской СОШ число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает 9,2 % от общего состава школьников.

Внастоящее время в нашей школе увеличивается с каждым годом количество детей, которыеотносятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития, дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, детис нарушениями речи, а также дети со сложными, комбинированными недостатками в развитии.

В соответствии с КонституциейРоссийской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровьяпредусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

Учитывая контингент школы, который неоднороден по своему составу с точкизрения картины нарушений каждого ребенка, необходимо опираться на научно-методические разработки, которые бы обеспечивали коррекционно - развивающее сопровождение детей одного возраста с разными видами нарушений.

В МБОУ Александровской СОШ обучается 72детей с 1 по11 классы. Из них 6 – дети с ограниченными возможностями здоровья. Шестеро обучаются интегрировано в классах по программе Воронковой. 1 ребенок обучается по программе 8 вида индивидуально .С 01 сентября 2018 г. во 2,3,4,8, классахпо 1 ребенку обучаются по программе 7 вида. В 6 классе интегративно в классе обучаетсяодин ребенок по программе 8 видаДля детей с ограниченными возможностями здоровья не в полном объёме созданы условия для реализации образовательных потребностей.

Создан школьный психологомедико -педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов школы,логопеда и социального педагога.

Ведутся дневники сопровождения, работаетлогопед и социальный педагог с обучающимися, психолог из районной ПМПк, но чувствуется отчуждённость некоторыхдетей. На сегодняшний день разработано положения об инклюзивном образовании,приказы о сопровождении каждого ребёнка.Коллектив школы состоит из 17 педагогов основного состава. С детьми с ограниченными возможностями здоровья в 2018/2019 учебном году будут работать 15педагогов . 70% педколлектива понимают и принимают ситуацию.Для 30% педагогов(это молодые специалисты)не понятно, к какомурезультату мы должны прийти, как дети будут сдавать экзамены и т.п. поэтому нам необходима помощь в подготовке педагогического коллектива к работе в условиях инклюзии.

Таким образом, в проекте участвуютвсе педагоги, работающие с детьмис ОВЗ. Несмотря на то, что основная масса педагогов понимают ситуацию, тем не менее необходима,помощь в составлении рабочих программ, в качественном ведении консилиума, хотя районная ПМПк неоднократно присутствовала при проведении консилиумов, но нет четкой картины в их проведении, в нашем случае существует риск отсутствияпомощи родителей, так какдети с ограниченными возможностями здоровья из неполных или неблагополучных семей.

Анализ организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия детей с ОВЗ в образовательное пространство школы скажется положительно на формировании толерантного поведения учащихся школы, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы ученикам и учителям для достижения успеха.

Школа реализует следующие программы обучения: общеобразовательная; специальная (коррекционная) программа VII, VIII вида (лицензия имеется) В общеобразовательном учреждении обучается 9,2 % больных детей. Практически все дети с трудностями в обучении (нарушение интеллекта). Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) организованы кружки, секции. В ходе реализации проекта планируется: - создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

Актуальность проекта заключена в том, что дети с ОВЗ должны иметь равные возможности с другими детьми в получении образования. Уже сегодня существует потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям с ограниченными возможностями оптимальные условия обучения

Краткая аннотация проекта.

Целью данного проекта является создание модели инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Александровской средней общеобразовательной школы. Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду общеобразовательной школы.

В результате реализации проекта педагогишколы освоят технологиюобучения детей с особыми образовательными потребностями.

Родители (законные представители) ребенка получат возможность обучения своих детей в общеобразовательной школе по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Учащиеся школы получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.

Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностямиздоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных,оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни школы, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся. Реализовывать проект будет инициативнаягруппа педагогов школы, в состав которой войдут администрация школы, логопед , учителя-предметники, классные руководители.Всего в проекте будут принимать участие 15 педагогов и 7 учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Длительность проекта определяется медицинскими показаниями учащихся, индивидуальной траекторией обучения.

В ходе реализации проекта планируется:

- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);

- повышение квалификации учителей посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистоврайонной ПМПк;

- распространение опыта работы планируется рассматривать на межшкольных методических объединениях ,семинарах, конференциях.

Цель и задачи проекта

Целью проекта является Разработка и внедрениемодели инклюзивной среды, адекватнойособым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для детей с ОВЗ, открытой для их родителей (законных представителей),гарантирующей сохранение и укреплениефизического и психологического здоровья обучающихся в условиях МБОУ Александровской СОШ.

Для достижения указанной цели должны быть решены следующие задачи:

  • Разработать нормативно-правовую базу школы по проблеме (локальные акты).
  • Организовать повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов по проблемам инклюзивного образования.
  • Разработать паспорт образовательной услуги и программное обеспечение образовательного и воспитательного процесса
  • Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение развития детей в инклюзивных классах.
  • Обеспечить материально-техническое обеспечение, в том числе информационное.
  • Разработать модель взаимодействия с родителями и социумом.
  • Создать условия для открытия инклюзивных классов с разными возможностями

8.Разработать адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ.

Ресурсное обеспечение проекта.

Обеспечение успешности реализации «Модели школы инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями: - материально-техническая база.

Здание кирпичноеодноэтажное, рассчитанное на 100 учащихся и 2 здание , рассчитанное на40 учащихся. В

школе имеются следующие функциональные группы помещений:

1) вестибюль;

2) помещения: - общего образования, включающее классные комнаты для учащихся 5-11 классов, которые оборудованы столами двухместными. Учащиеся 1-4 классов обучаются во 2 здании .

В школе имеются кабинеты: информатики (5 компьютеров), физики, химии на 12 учащихся с лаборантской, технологиина 10 рабочих мест; (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами: гимнастический конь, канат, козел, волейбольные стойки, перекладина). Оборудована спортивная площадка и зона отдыха, игровая комната; - для питания - столовая на 60 посадочных мест; - административно – бытовые (кабинет директора, завуча), учительская; - хозяйственного обслуживания.

Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски софитами (9 шт.).Санузлы оборудованы : по 2 унитаза для мальчиков и девочек, и по 1 умывальнику.

В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение. Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование. - учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Школа обеспечена в полном объёме учебно-методическим комплексом для реализации специальной (коррекционной)и общеобразовательной программ, согласно Федеральному перечню на 2017-2018 учебный год.

- кадровый состав Укомплектованность педагогическими кадрами – 100%. Имеют: Высшее образование -65% Среднее специальное – 35% .

Из них: С высшей категорией – 6% С первой категорией – 58% Ссоответствием – 36% Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стратегия достижения поставленной цели.

Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация школы в рамках внутришкольного контроля иинициативнаягруппа. Отчет о работе заслушивается на педсоветах (два раза в год),заседаниях МО учителей-предметников (два раза в год), заседаниях инициативной группы.Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:Первыйэтап (с 1.08.2018-01.08.2018) - создание инициативной группы учителей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию. Второй этап (с 01.08.2018-01.10.2018) – диагностические мероприятия, создание групп учащихся с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри школы, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.Третий этап (с 01.10.2018-25.05.2019) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии учителейпредметников, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекциинарушений в развитии ребенка.

Планреализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» МБОУ АлександровскойСОШна 2018-2019 учебный год

Мероприятия проекта направлены на реализацию модели инклюзивного образования детей с ОВЗ и содержат следующие направления деятельности:

-повышение квалификации педагогов по инклюзивному образованию с ограниченными возможностями здоровья;

- материально-техническое и организационное обеспечение(открытие логопедического кабинета);

-создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

.-создание в общеобразовательном учреждении толерантной среды.

Образовательное учреждение с инклюзивными классами решает следующие задачи:

1. создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей с ОВЗ;

2. обеспечение диагностирования эффективности процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе школьного обучения;

3. организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования

4. преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешную деятельность;

5. повышение мотивации ребенка через осознанное отношение к позитивной деятельности;

6. охрана и укрепление физического и нервно-психического здоровья детей; 7. социально-трудовая адаптация школьников.

№ п/п

мероприятие

Исполнители

срок

1

Обеспечение нормативно-правовой базы реализации экспериментальной деятельности.

администрация

Август 2018

2

Создание приказов Разработка положений, функциональных обязанностей и т.д.

Администрация, инициативная группа

Август 2018

3

Создание компьютерной базы данных детях с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детях-инвалидах.

Зам. Дир. По УВР

Август 2018

4

Разработка перспективного плана повышения квалификации педагогов ОУ

Зам. Дир. По УВР

Март 2019

5

Создание сетевого взаимодействия ОУ с Центром детского творчества, разработка планов совместной работы ОУ, заключение договоров

ШПМПК

В течении года

6

Составление индивидуальных учебных планов и маршрутов развития детей и подростков, нуждающихся в инклюзивном образовании

Учителя предметники

Август-сентябрь 2018

7

Организация работысовета учреждения,родительской общественности по формированию и развитию толерантного отношения к процессам интеграции и инклюзии.

ШПМПК, учителяпредметники, классные руководители

В течение года

8

Организация образовательного процесса(основные занятия, кружки,секции, факультативные занятия) Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными программами сопровождения, расписанием коррекционных занятий.

Администрация

В течении года

9

Организация работы ШПМПк

администрация

1 раз в чтв.

10

Организация круглых столов по обсуждению результатов реализации проекта

Иниц. группа

1 раз в месяц

11

Обеспечение профориентации выпускников, имеющих ограниченные возможности здоровья, в том числе, детей-инвалидов

Педагог-психолог, классные руководители, учителя предметники

По плану соц.педагога

12

Проведение родительских собраний по вопросам охраны здоровья, правового просвещения родителей в вопросах интегрированного и инклюзивного образования

Администрация ШПМПК, классные руководители

В течение года

13

Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогических кадров по организации и обеспечения инклюзивного образования

Администрация

В течение года

14

Участие в конкурсах творчества учащихся и воспитанников на различных уровнях.

Заместитель директора по УВР, классные руководители, педагоги дополнительного образования

В течение года

15

Изучение и обобщение опыта работы в интегративном образовательном пространстве: из опыта включения в образовательный процесс детейдаунов; особенности интегративной образовательной среды основной школы; творческая деятельность как условие успешной адаптации ребенка в социуме

Иниц.группа

В течении года

16

Разработка и реализация программы по преемственности начальной и основной школы

администрация

В течении года

17

Проведение коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Учителя предметники, классные руководители,

Март- май

Внутренний мониторинг планируется проводить через социологические, педагогические и психологические анкеты по итогам каждой четверти с целью диагностики и динамики развития обучающихся. В практической деятельности планируем взаимодействие со школами своего межшкольного объединения, районной ПМПк.

Практическая значимость результатов проекта.

1. Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения;

2. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ;

3. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье;

4. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса;

5. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбедругого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.

Автор: Овсянникова Светлана Юрьевна

Комментарии (0)

    Оставьте комментарий первым!.