Образовательный портал
«Тридевятое царство»

Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе поисково - исследовательской деятельности

Формирование самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в процессе поисково – исследовательской деятельности.

В соответствии с введением ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.

ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познавательное развитие» на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через развитие познавательно-исследовательской, самостоятельной поисковой деятельности. А самостоятельная поисковая деятельность дошкольников - это на сегодняшний день один из основных путей познания окружающего мира, наиболее полно соответствующий природе ребенка и современным задачам обучения.

Поэтому сегодня девизом педагога должны стать слова Сухомлинского В.А. «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новыхвпечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка.

В моей группе развивающая среда, способствующая поисково – исследовательской деятельности, представлена как «Центр экспериментирования», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, формирования познавательного интереса детей к окружающему миру, развития исследовательских умений.

Здесь дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач «Центра экспериментирования» как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. При этом обеспечена свобода выбора объектов экспериментирования, партнеров, схем, вариативных решений.

В центре экспериментальной деятельности имеются
различные книги познавательного характера; тематические альбомы; различные коллекции: например, коллекция «Бумага», «Пуговицы», «Ткани», картотека игр с водой, картотека игр с песком, картотека опытов и наблюдений, карточки – схемы проведения экспериментов. Данный материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым.

Простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды для воды, зеркальце, контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь помещены вещества с разными запахами, природный и бросовый материал: веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки, «морские раковины», «чудо камни» и др.

Материалы: песок, глина, вода, бумага, магниты, набор игрушек для игр с водой, семена разных растений; некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука).

В совместной деятельности с детьми я использую упражнения и проблемные ситуации, затрагивающие разнообразные объекты природы, или же подключаюсь к возникшей самостоятельной деятельности детей.

Подбор материалов для использования в центре экспериментальной деятельности осуществляется непрерывно, с привлечением детей и их родителей. Без развития устойчивого, познавательного интереса у детей не будет желания экспериментировать самостоятельно, поэтому стараюсь подбирать материал интересный, необычный, даже удивительный, ведь именно процесс удивления ведет за собой понимание.

Чтобы организовать самостоятельную поисковую деятельность детей в ходе беседы я задаю детям такие вопросы, которые требуют от детей некоторых логических обобщений, умозаключений, установления причинных связей, раскрытие содержания темы. (Для чего? Почему? Зачем? Чем похожи? Как узнать? и др.) Такие вопросы поискового и проблемного характера должны играть ведущую роль в беседе, особенно в старших группах.

На экскурсии яорганизую самостоятельную поисковую деятельность детей. Для этого использую различные приемы: вопросы, загадки, сравнения, обследовательские действия, игры, рассказы, пояснения.

Целесообразно использовать такие вопросы, которые стимулируют проявление эмоций и чувств детей.

Чтобы организовать самостоятельную поисковую деятельность детей в ходе экспериментирования я ставлю перед детьми такую познавательную задачу, которую можно решить только с помощью опыта. Например, перед детьми ставится познавательная задача: прорастут ли семена без воды? Обсудив с детьми высказанные ими предположения, я спрашиваю: «А как проверить, кто из вас прав?» Дни проверки предположений организуется опыт: на два блюдца дети кладут вату, а на нее - одинаковое количество семян. И в одном блюдце вату смачивают водой. В заключение, когда изменения хорошо видны, я предлагаю детям сравнить семена и сделать соответствующие выводы. Если дети сомневаются, опыт следует повторить, а затем продолжить обсуждение его результатов.

Моя задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке, вести целенаправленную работу по усилению развивающей функции обучения, организовывать учебный процесс по модели личностно - ориентированного взаимодействия, согласно которой ребёнок является не объектом обучения, а субъектом образования.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую, - опыты. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: песком глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: "Волшебница Вода" проводили опыты: "Наливаем - выливаем", "Снежинка на ладошке", "Превращение воды в лёд" и др. В процессе проведения опытов задействую каждого ребёнка. Такие опыты чем-то напоминают детям фокусы, они необычны, а главное – дети всё проделывают сами.

В образовательной деятельности дети учатся задавать вопросы: "Как это сделать?", обращаться с просьбами: "Давайте сделаем так", "Давайте посмотрим, что будет, если…", сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Поисково-исследовательская деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя ещё мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте.

Исходя из этого, возникла необходимость по созданию условий для целенаправленной работы по поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Опыт работы показывает, что поисково-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас.

Автор: Рукавчук Лариса Александровна

Комментарии (0)

    Оставьте комментарий первым!.