Образовательный портал
«Тридевятое царство»

Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство

Особенности развития памяти детей мл.дош.возроста посредством дидактических игр и упражнений

Воронова Елена Васильевна

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 163»

г. Чебоксары, Чувашская Республика

Особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Аннотация. В статье дано обоснование необходимости развития памяти детей младшего дошкольного возраста. Представлены результаты мониторинга сформированности памяти младших дошкольников. Рассмотрена система работы по развитию памяти детей 3-4 лет в процессе использования дидактических игр и упражнений.

Ключевые слова: младший дошкольный возраст, память, дидактические игры и упражнения.

Актуальность обращения к проблеме исследования особенностей развития памяти детей младшего дошкольного возраста обусловлена требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в соответствии с которыми дошкольные организации призваны создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Особо важным в соответствии с целью исследования является реализация образовательной области «познавательное развитие», которая среди прочего, предполагает развитие любознательности и познавательной мотивации детей; формирование познавательных действий. Опираясь на то, что ведущую роль в познавательной деятельности играют познавательные процессы, одним из которых является память, можно утверждать, что память является необходимым звеном любой деятельности ребенка в период дошкольного возраста: практической, познавательной, художественной и прочее.

Следовательно, развитие памяти в период дошкольного возраста имеет особое значение для познавательного развития. Данное утверждение является доказательством положения Л.С. Выготского, который считал, что память становится доминирующей функцией в дошкольном возрасте и проходит большой путь в процессе своего становления [1, c. 617]. Только в этом возрасте ребенок с легкостью запоминает самый разнообразный материал.

Память младших дошкольников согласно данным многочисленных психолого-педагогических исследований имеет ряд особенностей. Прежде всего, она отличается, по сравнению с другими возрастами, своей непроизвольностью, что проявляется в следующем: дети не ставят перед собой цели что-то запомнить или вспомнить, не владеют специальными способами запоминания. Интересные для них события, действия, образы легко запечатлеваются, непроизвольно запоминается словесный материал, если он вызвал особый эмоциональный отклик. Воспитанники данного возраста быстро запоминают стихотворения, совершенные по форме: в них важны звучность, ритмичность, смежные рифмы. Они способны запоминать сказки, рассказы, диалоги из фильмов, в случае сопереживания их персонажам. В дальнейшем на протяжении всего дошкольного возраста эффективность непроизвольного запоминания повышается. Причем, чем более осмысленный материал запоминает ребенок, тем лучше происходит процесс запоминания.

Данные особенности развития памяти детей младшего дошкольного возраста мы проверили в ходе диагностического исследования, проведенного на базе МБДОУ «Детский сад № 163» г. Чебоксары.

Проведенный анализ результатов мониторинга позволил выделить ряд особенностей развития памяти у детей 3-4 лет: 1) большинство воспитанников продемонстрировало средний уровень развития слуховой памяти, что выразилось в правильном воспроизведении лишь двух предъявленных слов из трех возможных (дом, стол, нога), отмечено наличие дошкольников, которые воспроизвели только звуки или слоги; 2) большая часть дошкольников характеризовалась средним уровнем развития зрительной памяти, что выразилось в правильном воспроизведении только двух предъявленных разноцветных геометрических фигур из трех возможных (круг, квадрат, треугольник) без словесного их обозначения, при этом отмечено наличие воспитанников, которые не смогли воспроизвести ни одной фигуры; 3) средний объем слуховой памяти оказался выше, чем средний объем зрительной памяти.

Полученные данные указали на необходимость разработки системы работы по развитию памяти у младших дошкольников. При этом в качестве одного из эффективных средств были выбрали дидактические игры.

Предметно-развивающая среда в группе в целях развития памяти младших дошкольников была пополнена следующими играми и пособиями: лото «Цвета» (например, к красному карандашу подобрать предмет такого цвета), «Умные машины», «Кто в теремочке живет?», «В мире животных», «Ассоциации», «Что к чему?» (подбор предметов по темам «Медицинские приборы», «Письменные принадлежности»), разрезные картинки в виде пазлов «Собираем урожай» (собрать из 3-4 пазлов овощи и фрукты), «Веселый зоопарк» (собрать из 3-4 пазлов животных), кубики «Любимая сказка», «Мы едем, едем…», игры с геометрическими фигурами «Веселые геометрические фигуры», «Геометрические фигуры», «Найди каждую фигуру» (подбор к фигурам предметов такой же формы), игра «Запомни пару», пазлы «Чей малыш?» (например, собрать корову и теленка).

Программа педагогических мероприятий по развитию памяти у детей младшей группы предусматривала использование в режимных моментах дидактических игр и упражнений, основанных на методических разработках ряда специалистов в данной области, Интернет-ресурсов, а также двух самостоятельно разработанных дидактических игр. В разработанную систему работы вошли дидактические игры и упражнения, направленные на: а) развитие слуховой памяти с подгруппой детей «Угадай, кто позвал», «Что достать тебе, дружок?», «Ищи и находи», «Топ-хлоп», «Нам игрушки принесли», «Колпачки», для индивидуальной работы «Магазин»; 2) развитие зрительной памяти с подгруппой воспитанников «Что изменилось?», «Узнай на вкус», «Спрячем и найдем», «Мишка спрятался», для индивидуальной работы «Коробки», «Кто тут прячется?», «Карлсон расшалился».

По итогам реализации проектной деятельности по развитию памяти детей младшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и упражнений можно констатировать, что воспитанники в достаточной степени освоили приемы осмысленного, целенаправленного запоминания и припоминания предметов, стали наблюдательнее, научились выделять из окружающего предметы, которые находятся в их поле зрения, дошкольники освоили умение последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы. Наряду с развитием памяти у младших дошкольников отмечено развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики рук, дети научились четче произносить слова, у них повысился словарный запас.

Список литературы

  • Выготский, Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // Хрестоматия по психологии. Психология памяти; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – Москва: ЧеРо, 2002. – С. 616–625.

Автор: Воронова

Комментарии (0)

    Оставьте комментарий первым!.