Исторический квартал
Пояснительная записка.В настоящее время возрастает интерес к истории родного края, его культуре, обычаям и традициям того места на земле, где человек родился и живет. Энтузиасты ведут большую работу по изучению своей малой родины. Их называют краеведами. Все материалы, созданные ими, привлекают внимание и взрослых и детей. Наш город Минусинск, старинный, исторический, со своими достопримечательностями, также привлекает внимание. Программа нацелена на развитие у дошкольников чувства патриотизма, уважения к малой родине, родному краю с помощью практических способов познания. Программа позволяет с помощью такой формы работы, как кружковая деятельность, воздействовать на познавательную деятельность дошкольника. Программа составлена с учетом федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС от 17 октября 2013г. №1155) и федерального закона от 29 декабря 2012г. №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Программа позволяет пробудить у ребенка гордость за традиции (День города, день Помидора), личное участие в изготовлении макетов памятников архитектуры, историческом прошлом города.Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой город, глубже поняли особенности культуры, истории; способствует формированию у дошкольников интереса и привязанности к родному городу, краю, развитию патриотических чувств. Дети получают знания через рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, папок – передвижек о историческом прошлом родногогорода.Особое внимание в программе уделяется развитию личности ребенка, воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, уважение к традиционным ценностям.Отличительная особенность программы – патриотическая направленность. В программе большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим.
Цель программы – воспитание любви к родному городу через ознакомление детей с историческим прошлым с использованием наглядного моделирования.
Задачи :1. Развивать интерес к историческому прошлому родного города.2. Приобщить детей к созданию макетов достопримечательностей города.3. Формировать нравственные ценности посредством материалов об историческом прошлом в названиях улиц родного города.4. Воспитывать бережное отношение к историческому наследию города, России.
Разработанная программа предусматривает в работе с детьми дошкольного возраста постепенное изучение истории родного города по 2м блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом возраста детей и основано на личностно – ориентированном подходе.
1й блок «Минусинск – мой город родной».Его содержание предусматривает ознакомление детей с родным городом посредством экскурсий по достопримечательностям города, музею, знакомство с историей основания города, создание мини –музея памятников архитектуры.
2й блок «Происхождение исторических названий улиц». Его содержание предусматривает ознакомление детей с информацией о происхождении улиц, имеющих названия далекого исторического прошлого, что позволяет детям дошкольного возраста формировать представление об архитектуре города и о связи между поколениями, создание макета частицы улицы Утро – Сентябрьское.
Программа рассчитана на 2 года обучения детей старшего дошкольного возраста.
Основные формы кружковой работы : теоретические и практические занятия. В них включены : беседы, рассказы педагога, родителей, чтение х/л, д/и, изготовление макетов, альбомов, папок – передвижек, составление творческих рассказов, такжецелевые прогулки, экскурсии к архитектурным памятникам зданий, детскую библиотеку.
Актуальность : Очень важно приобщить ребенка к историческому прошлому своего родного города, его традициям, архитектуре, так как это воспитывает у дошкольников уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать историческое прошлое своего города, Именно это начало их познаний истории города, происхождения названия улицы поможет в дальнейшем с уважением относиться к историческому прошлому городов края, других народов. Большое значение для воспитания у детей интереса к родному краю имеет ближайшее окружение. Ребенок знакомится с д/садом, семьей, своей улицей, затем краем и страной. Надо показать ребенку, что его город славится своей историей, традициями, достопримечательностями, людьми. Чувство гордости за свою малую родину, страну не возникает само по себе. Надо с раннего возраста воспитывать эти чувства в каждом ребенке и помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос. Именно кружок по краеведению социально значим и необходим в работе с детьми.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ :
1. Доступность : соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития детей с ТНР.2. Непрерывность :формировать устойчивый интерес к постоянному исполнению своего интеллектуального багажа.3. Научность : на основе сведений об истории происхождения названий улиц, достопримечательностей города.4. Последовательность : от простого к сложному, спланированный познавательный материал, чтобы дети усваивали материал постепенно.5. Тематическое планирование :материал подается по 2м блокам :1. Минусинск – мой город родной», 2й – «Происхождение исторических названий улиц».Дети получат краеведческие знания о месторасположении города, познакомятся с символикой родного города, его достопримечательностями, историческими улицами.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ :
1. Дети должны знать и проявлять интерес к истории памятников архитектуры города. 2.Знать историю возникновения родного города Минусинска. 3. Знать названия близлежащих от д/сада улиц.4. Знать историческое происхождение названий улиц, имеющих историческое прошлое : Утро – Сентябрьское, Кравченко, Щетинкина, Комсомольская, Октябрьская, Крупская, Ленина, Невского, Суворова, Кутузова, Кретова). 5. Иметь представление о символике родного города.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА :
ОКТЯБРЬ :1. Ознакомление детей с понятием «Исторический квартал».2. Беседа : «Что будем изучать в течение года, чему дети отдадут предпочтение». 3. Собрать совместно с родителями иллюстрационный и фотоматериал о родном городе.4.Создание альбома : «Мой родной город Минусинск».
НОЯБРЬ :1. Выставка рисунков : «Моя малая Родина» (совместно с родителями).2.Создание альбома «Стихи о родном городе». 3. Изготовление часовенки по ул. Народной. 4. Оформление альбома : Историческиеулицы родного города».
ДЕКАБРЬ :1.Нахождение информации о происхождении улиц.2.Фотографирование улиц с историческим происхождением (родители). 3.Изготовление макета музея им .Н.В. Мартьянова. 4. Экскурсия в детскую библиотеку.
ЯНВАРЬ :1.Беседа : «Моя улица и мое любимое место в городе».2.Изготовление макета части улицы Утро – Сентябрьское. 3. Оформление альбома : «Минусинск старинный».
ФЕВРАЛЬ :1.Викторина «Родной город» (дети + родители + студенты + педагоги).2. Оформление альбома : «Мы – частица землиМинусинской».3. Оформление альбома : «Пословицы и поговорки о родном городе»
МАРТ : 1. Оформление альбома «Минусинск наших дней».2. Создание 2х папок – передвижек : «Историческое прошлое в названиях улиц родного города Минусинска».3. Дидактическая игра : «Какой? Какая? Какие?».
АПРЕЛЬ :1. Соревнование команд : «О чем мне город рассказал?»2. Оформить уголок города из макетов.
Комментарии (0)