Образовательный портал
«Тридевятое царство»

Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство

Конспект урока "Как устроен организм"

Урок 36. Как устроен организм человека.

Цель: дать учащимся самые первые представления о системах органов человека (назвать и обозначить их функциональное назначение);

Задачи:

- формировать умение распознавать органы человека;

- в целях физического и гигиенического воспитания вырабатывать умение следить за осанкой и соблюдением правил личной гигиены.

Предварительный результат:

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

Объяснять необходимость соблюдения оптимальных форм поведения на основе изученных правил сохранения и укрепления здоровья.

Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Знать правила оказания первой помощи при несчастных случаях

УУД

Личностные УУД:

использование знаний о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья, для соблюдения правил гигиены систем органов

Регулятивные УУД:

планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД:

следование установленным правилам общения при осуществлении сотрудничества: грамотно задавать вопросы, внимательно слушать и корректно отвечать на вопросы других

Познавательные УУД:

осуществление поиска информации из рассказа учителя, из материалов учебника, личного опыта

Средства обучения: учебник «Окружающий мир», 4 класс, ч. 2; 2 класс, ч. 2, 3 класс,

ч. 2., ТПО – 2; презентация

Ходурока

  • Орг. момент
  • Актуализация знаний и постановка проблемы.
  • Работа над темой урока

- Что мы изучали на уроках окружающего мира?

Предмет «Окружающий мир» познакомил тебя с планетой Земля – нашим космическим домом. В прошлом году мы узнали об обитателях планеты и о той важной роли, которую они играют.

Мы уже встречались с понятием «живой организм» во 2 классе (ч. 2, с. 43), в 3 классе (ч. 2, с. 54, 64).

- Какие живые организмы вам известны?

Организмами (или живыми существами) называют тела живой природы. Растения, грибы, бактерии, животные — всё это живые существа. В отличие от тел неживой природы,

живой организм рождается, дышит, питается, размножается (оставляет потомство) и умирает. Для жизни живому организму необходимы воздух, вода, питательные вещества.

Все живые существа (в том числе и растения) дышат кислородом и выделяют при этом

углекислый газ.

Человек — живое существо, относящееся к царству животных.

Сегодня на Земле живет более 6 млрд. человек. Каждый из них уникален по складу личности, поведению, внешности, пропорциям тела, манере двигаться. Даже между идентичными близнецами с их одинаковым генетическим материалом обычно есть некоторые различия. Однако при множестве индивидуальных особенностей тела у всех людей устроены и функционируют примерно одинаково.

Больше всего сходства у человека с млекопитающими. Кожа человека покрыта редкими волосками. Как и млекопитающие, человек выкармливает своих детей молоком.

Но человек отличается от животных. Чем?

- Ответы детей.

Во-первых, человек ходит на двух ногах.

Во-вторых, руки человека могут выполнять самую разнообразную и сложную работу.

В отличие от животных, большой палец руки человека противопоставлен остальным. Это позволяет надежнее удерживать различные предметы, например молоток, иголку, карандаш. И самое главное, человек не похож на них тем, что он — разумное существо. Только человек умеет мыслить, продумывать и предвидеть результаты своих

действий, может устно и письменно излагать свои мысли.

Человек преобразует мир, в котором живет, создает то, чего нет в природе.

Дома, автомобильные и железные дороги, транспортные средства, многочисленные станки, приборы, одежда — все это сделано им. Человек выводит новые сорта растений и новые породы животных. Чтобы облегчить себе труд, он создает различные орудия труда. Ни одно животное делать этого не может. Поэтому человека называют самым

удивительным существом на Земле.

Сегодня мы узнаем как устроен организм человека?

Рассмотрите рисунок на с. 9 и назовите основные части тела человека.

А что же находится внутри человеческого организма?

( сердце, лёгкие, почки, желудок, кости, мозг).

Вы правильно назвали внутренние органы (термин записывается на классной доске),каждый орган имеет определенную форму и строение, занимает свое место (полость) в организме и выполняет свойственные только ему функции.

-Группы связанных друг с другом органов,согласованно выполняющих общую задачу в организме, образуют системы органов (термин записывается на доске).

Какие же системы органов есть в организме человека? Какие общие задачи они выполняют?

Какие преимущества имеет организм со сложным строением?

4. Поиск решения.

Среди множества живых существ, обитающих на Земле, человек - самое разумное и наиболее продвинутое в своем развитии. Разум открывает нам путь к самопознанию, в том числе и к пониманию того, как устроено наше тело.

- Рассмотрите внешнее строение человека.

- Назовите части его тела. Объясни, каково их значение для организма.

Голова

Единственная часть тела, на которой сосредоточены органы чувств – зрения, слуха и обоняния.

- Найдите самостоятельно наружные органы перечисленных чувств.

К органам осязания относится вся поверхность кожи, в том числе и головы.

Черепная коробка является вместилищем головного мозга – главного «распорядительного» органа.

Руки

Главные органы манипуляции внешними предметами, способные совершать самые разнообразные движения, в отличие от других органов тела человека. Например, плечевой сустав руки – самый подвижный сустав из всех известных у позвоночных. Начиная от плеча, рука завершается кистью с фалангами пальцев, обеспечивающих хватательную функцию и эффективную манипуляцию.

- Какую роль играет противопоставление первого пальца остальным?

Именно свободные от роли опоры и передвижения тела руки в сочетании с развитой центральной нервной системой превратили человека в уникального деятеля, равного которому нет на Земле.

Ноги

Главные органы опоры человеческого тела и его перемещения в пространстве. Необходимость служить надёжной опорой ограничивает разнообразие движений ног по сравнению с руками, а подвижность рук ограничивает их опорные возможности.

В народе так говорят:

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут.

Туловище

Это прежде всего вместилище внутренних органов, самые уязвимые и жизненно важные из которых, а именно сердце и лёгкие, расположены в груди и защищены грудной клеткой. Нормальное функционирование внутренних органов кровообращения, пищеварения, выделения требует определённого покоя, поэтому туловище менее подвижно по сравнению с конечностями – руками и ногами.

На протяжении тысячелетий представления о строении, роли и болезнях человеческого организма основывались не столько на научных наблюдениях, сколько на различных мифах и магии. К изучению анатомии приступили, например, только в XVI в.

С XVII в. методы, используемые учеными и врачами при изучении тела человека и его недугов, все больше приобретают научный характер. Изобретение микроскопа и открытие рентгеновских лучей ускорили развитие медицины, так что к концу XX в. стало уже ясно, как работает наше тело, а медики научились лечить большинство болезней. Сейчас усилия ученых направлены на расшифровку генома человека - биологической жизненной программы - и на поиски способов борьбы с болезнями, закодированными в генетическом материале.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Как устроен организм человека»

Тело человека состоит из более чем 50 трлд. микроскопических клеток. Они выполняют определенные функции, обеспечивающие слаженную работу организма.

- Как ответить на наш вопрос?

Какие преимущества имеет организм со сложным строением?

Организм, имеющий сложное строение, может выполнять сложные задачи.

Рассматрите рисунки, которые находятся в учебнике: костную и мышечную системы, нервную систему (с. 10, 11), системы пищеварения (с. 22), кровообращения

(с. 25), дыхания (с. 30).

5. Физминутка

6. Первичное закрепление Т. стр. 2 – 3

  • Какие системы органов различают у человека?
  • Какие органы обеспечивают нам возможность двигаться?
  • Какие органы дают организму возможность усваивать необходимые питательные вещества и воду?
  • С помощью какой системы органов человечество восполняет свою численность?
  • Как ты считаешь, от какой системы органов зависит здоровье человека?
  • В чём сходство нервной системы и органов кровообращения?
  • Какие органы твоего тела работают постоянно?
  • Какой группе органов приходиться потрудиться, когда ты играешь в футбол, ешь конфеты, пьёшь лимонад?
  • Какие органы позволяют школьникам вовремя приходить на урок?

Нервы и кровеносные сосуды образуют разветвлённую сеть, которая пронизывает всё тело.

Человек относиться к теплокровным животным, поэтому даже во сне его обмен веществ не прекращается, а значит, продолжают работать такие системы органов, как дыхательная, кровеносная и нервная вместе с органами чувств, которые контролируют работу органов внутри организма. Также не прекращают полностью работу пищеварительная и выделительная системы.

Когда организм занимается какой-либо деятельностью, работают большинство его систем органов, но среди них всегда можно выделить главные. Когда человек, например, играет в футбол, работают прежде всего опорно-двигательная система, дыхательная (снабжение организма кислородом, выведение углекислого газа), кровеносная (доставка к мышцам кислорода и глюкозы), нервная система (управление движением) и органы чувств (ориентировка), а вот пищеварительная система в этот момент приостанавливает свою работу.

В первую очередь, это нервная система и органы чувств, которые умеют реагировать на окружающую среду и правильно определять время.

7. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Какова роль и необходимость систем органов?

- Можно ли заменить одну систему органов на другую?

Различные системы органов выполняют разную работу – каждая свою, но вместе они обеспечивают слаженную работу всего организма. Заменить одну систему другой нельзя: у них разные задачи, разные особенности.

8. Домашнее задание.

У стр. 9 - 11

Автор: Артамонова Лариса Юрьевна

Комментарии (0)

    Оставьте комментарий первым!.