К вопросу о понятиях компетенции, компетентности и компетентностном подходе в образовании
К вопросу о понятиях компетенции, компетентности и компетентностном подходе в образовании
В современных условиях экономика России требует не простого увеличения числа образованных работников, а специалистов качественно нового типа, обладающих фундаментальными знаниями, инновационным типом мышления, способных работать в команде и принимать нестандартные решения. Кроме того, важно сформировать из будущего выпускника не только хорошего специалиста, но и высоконравственную, интеллектуально развитую и образованную личность, способную легко адаптироваться в окружающем социуме.
Часто задаётся вопрос: «Есть ли разница между компетентностью и компетенцией [1]?
«Компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный и т.д.), а «компетенция» - характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов).
В юридическом смысле компетентный человек – это человек обладающий полномочиями (обязанностями) по праву занимаемого места (должности).
Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности?
Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе», так отвечает на этот вопрос:
- способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
- способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
- способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
- готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
- умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
- способность уживаться с другими;
- способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе (т.е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
- умение принимать решения на основе здравых суждений, то есть, не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности, обработать информацию математически.
Компетентностный подход, прежде всего, возник в профессиональном образовании и был направлен на поиск ответа: как учить так, чтобы на выходе получить компетентного профессионала.
Компетентностный подход в образовании связан с формированием новой миссии образования, обусловленной, по мнению ученых, изменениями общемировоззренческих представлений о человеке и его сущности.
Реализация компетентностного подхода зависит от всей в целом образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается обучаемый. Следовательно, компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:
- Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
- Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
- Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
- Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Сущность профессиональной компетентности заключается в формировании на базе профессионального образования таких профессионально значимых для личности и общества качеств, которые позволяют человеку наиболее полно реализовать себя в конкретных видах трудовой деятельности. Профессиональная компетенция будущего специалиста заключается в способности успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности, а также определяет социальную значимость будущего специалиста, его востребованность, мобильность и готовность к инновационной профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность,как показатель общего профессионализма формируется в процессе профессионально-ориентированного обучения и имеет деятельностный характер [2].
В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности. Компетентность всегда проявляется в деятельности. Профессиональная компетентность специалиста обнаруживается при решении профессиональных задач. Как правило, под компетентностью понимают владение специалистом набором необходимых для его работы компетенций, либо соответствие данного специалиста требованиям его должности, либо способность специалиста эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.
Таким образом, можно констатировать, что и компетенция, и компетентность основываются на знаниях, умениях, навыках, но компетентность включает и отношение к результатам, субъекту, объекту, процессу деятельности и орудиям труда.
Список литературы:
- Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? / Высшее образование сегодня. – №8.
- Таубаева Ш.Т., Лактионова С.Н. Педагогическая инноватика как теория и практика нововведений в системе образования. – Алматы.
Комментарии (0)