Свойства пирамиды
Тема «»Пирамида» 2 класс «Перспектива»
1.Долгожданный дан звонок.
Начинаем наш урок.
Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте успехов в освоении нового. Пусть хорошее настроение поможет совершить вам открытие на уроке математике. Крепко обнимите себя и скажите: У меня всё получится! Садитесь.
-Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Отвечают: Нужно быть внимательным, наблюдательным, уметь поддержать другого.)
2. Мы сегодня продолжим путешествовать в царство математики и будем исследователями, проведём настоящее исследование. Нас ждёт много интересных и удивительных открытий. Будьте, пожалуйста, друг к другу терпеливы, доброжелательны, не забудьте взять собой тёплую, светлую улыбку. И так, в путь!
-Руки?---На месте.
-Ноги?- На месте!
-Логти?-у края!
Спинка?-Прямая!
Я тетрадочку открою
И как надо положу.
Я, друзья, от вас не скрою, что я ручку так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь! (проговариваем совместно с детьми)
Соблюдая все правила каллиграфии, запишите в тетради число, классную работу.
-Сравните написанное в тетради с образцом записи на доске.
Чтобы совершать открытия, нужно много знать. Вспомним то, что нам уже известно. Посмотрите на доску, что на ней изображено (рис.1)? (Геометрические фигуры).
Рис.1
- Как можно разделить эти фигуры на группы? Объясните, по каким признакам можно это сделать. (Цвет, объем). Разделите, пожалуйста, эти фигуры на плоские и объёмные (один ученик выполняет деление фигур на группы на интерактивной доске).
- Назовите фигуры в 1-ой группе (Треугольник, четырехугольник, пятиугольник). Чем они похожи? (Это многоугольники).
- Как называются объемные фигуры во 2-ой группе? (Это куб. Расскажите всё, что вы знаете о кубе (Куб – это объемная геометрическая фигура, имеет 8 вершин, 6 граней, 12 ребер, все рёбра куба равны между собой, грани являются квадратами). А кто знает, как называется вторая объёмная фигура? (Некоторые ученики могут знать название фигуры)
Где вы с ней встречались в жизни?(Крыша замка, египетская пирамида и т )
Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока (Дети высказываются).
- Действительно, тема нашего урока: «Пирамида». (Карточка с записью темы размещается на доске, интерактивная доска отключается).
- Ребята, известно ли вам, что древние египтяне не случайно использовали форму пирамиды для своей постройки. Пирамида имеет много интересных свойств, которые мы сегодня попытаемся узнать.
- Пожалуйста, переверните рабочий лист, который лежит у вас на парте (Приложение 1). На листе представлены цели урока. Прочитайте их. Давайте расставим их по порядку и спланируем нашу работу на уроке.
- С какой цели начнем? (Ученики высказывают предположения и отмечают на листе первую цель, учитель прикрепляет карточку с записью этой цели на магнитную доску). Какая цель будет следующей?(Работа осуществляется аналогично).
Цели:
1)узнаю, что такое пирамида, ее элементы;
2)узнаю виды пирамид;
3)узнаю свойства пирамиды;
4)учусь находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды.
- Что нам поможет достичь поставленных целей? (Учебник, тетрадь, знания учителя и одноклассников). Я предлагаю не сразу обращаться к учебнику и ко мне с вопросами, а попробовать самим достичь поставленных целей.
Давайте поработаем в парах. Вспомним правила работы в паре.
- Из каких элементов состоит пирамида? (Из вершин, ребер и граней). Покажите грани, ребра, вершины пирамиды (Ученики показывают элементы на моделях). Кто хочет дополнить ответ?
- Предлагаю записать то, что мы узнали о пирамиде. На листе в задании №1 подпишите названные элементы пирамиды (Приложение 1).
. (На доске заполняется схема – рис.2)
ребро |
вершина |
грань |
Рис.2
Обратите внимание на грани пирамиды, что вы можете о них сказать? (Гранями пирамиды являются треугольники, сходятся в одной вершине,
- Все ли грани пирамиды одинаковы? Какую грань можно назвать «лишней»? (Не все грани одинаковы: есть грань – четырехугольник). Меня очень радует, когда ученики умеют размышлять! Сколько открытий мы уже сделали!
- Что нам поможет проверить, верны ли наши версии о признаках пирамиды? (Проверить гипотезы и узнать ещё больше о пирамиде нам поможет учебник). Прошу вас, откройте учебник на странице 80, прочитайте информацию в желтой рамке [2].Что нового вы узнали о пирамиде? (У пирамиды есть боковые грани и основание). Покажите боковые грани на пирамиде. Покажите основание пирамиды.
- Какая геометрическая фигура может быть основаниемпирамиды? (Любой многоугольник).
Обобщим все признаки пирамиды, которые мы узнали. Закончите высказывание в задании № 2 на листе (Приложение 1). Прочитайте его и допишите (Все боковые грани пирамиды – треугольники, а её основанием является многоугольник).
- Какую цель мы достигли? (Узнаю, что такое пирамида, ее элементы). Какая наша следующая цель? (Учусь определять виды пирамид).
- Как вы думаете, ребята, все ли пирамиды одинаковые?
- А по форме они отличаются друг от друга?
2. Практическая работа, с целью решения проблемы.
- Чтобы ответить на этот вопрос,вам предстоитпровести ещё одно исследование. Давайте поработаем в парах. Вспомним правила работы в паре.
Каждая пара получает модель пирамиды. Внимательно рассмотрите пирамиду, заполните лист наблюдений, сделайте выводы. Поможет вам алгоритм работы.
1. Внимательно рассмотри пирамиду. Найди основание. 2. Какая фигура в основании пирамиды?_________ 3. Сколько у пирамиды граней?______________ 4. Как вы думаете, как будет называться такая пирамида? Выберите из справочника название вашей пирамиды______________ Справочник: треугольная, четырёхугольная, пятиугольная, шестиугольная. 5. Сделайте вывод: Вывод: У нашей пирамиды в основании (какая фигура?) _______, пирамида имеет (сколько граней?) _____граней, поэтому называется -________________. |
Результаты практической работы.
- Я прошу пары представить свои результаты. Решите, кто из вас озвучит итоги работы. Одна пара от каждого ряда зачитывает вывод.
Пара№ 1. У нашей пирамиды в основании треугольник. Она имеет 3 грани. Мы думаем, что она называется «треугольной»
Пара№ 2. У нашей пирамиды в основании пятиугольник, она имеет 5 граней, мы думаем, что называется она «пятиугольная».
Пара№ 3. У нашей пирамиды в основании квадрат, 4 грани, мы написали, что она называется «квадратной», сейчас думаем, что «четырёхугольная»
- Пожалуйста, самостоятельно в задании №3 на листах подпишите подходящее название для каждой пирамиды (Проверка: ученики размещают карточки со схемой на доске)
четырехугольная |
пятиугольная |
треугольная |
Виды пирамид |
Рис.3
- Кто выполнил задание правильно? Спасибо, все ребята справились с заданием.
- Объясните, от чего зависит название пирамиды? (Название пирамиды зависит от фигуры основания).
- Пожалуйста, прочитайте высказывание на листе под номером 3(Приложение 1). Закончите его, допишите высказывание (Вид пирамиды зависит от ее основания). Какую цель достигли? (Научились определять виды пирамид).
Физ-ка
Сегодня мы уже узнали основные признаки пирамиды.
Продолжаем свои исследования. Первый ряд исследует четырехугольную пирамиду, второй ряд – пятиугольную, третий ряд – треугольную.
Какая следующая цель стоит перед нами? (Узнать свойства пирамиды). Возьмите сконструированную пирамиду и поставьте ее перед собой.
- Посмотрите на лист. Рассмотрите таблицу в задании№ 4 (Таблица представлена и на доске).
Виды пирамид | В | Г | Р | В+Г- Р=? |
Треугольная | ||||
Четырехугольная | ||||
Пятиугольная |
- Что означают буквы? (Вершины, грани, ребра).Как предлагаете заполнять таблицу – по строкам или по столбцам? Почему? (Версии учеников). С какой строкой будет работать первый ряд? 2-ой ряд? 3-ий?
- На доску выносим варианты ответов – заполняем таблицу и проверяем. Кто не согласен? (Дети записывают свои варианты ответов и обосновывают их).
На доску выносим варианты ответов – заполняем таблицу и проверяем. Кто не согласен? (Дети записывают свои варианты ответов и обосновывают их).
- Рассмотрите получившуюся таблицу. Как изменяется количество вершин у пирамид? (На 1 увеличивается). Сравните название пирамиды и количество ее вершин? Что вы замечаете? (Версии детей).
- Как изменяется количество граней? (На 1 увеличивается).
- Сравните количество ребер и вершин пирамиды. Какую закономерность вы обнаружили? (Их количество одинаково).
- Кто может прочитать формулу, записанную в последнем столбце таблицы? Посчитайте результаты по этой формуле для каждой пирамиды. Какую закономерность установили?
- Что нового мы узнали о пирамиде? (Признаки пирамиды, виды пирамид, свойства пирамиды)
Рефлексия (раскрасить пирамидку) Спасибо за урок!
Комментарии (0)