Тема урока: Играем в сказку. Путешествие по сказке «Три медведя».
Тема урока: Играем в сказку. Путешествие по сказке «Три медведя».
Цель: развивать речь детей посредством игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству.
Задачи:
Развивающие:
- развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
- расширять и активизировать словарный запас (посуда, мебель.);
- учить детей дифференцировать предметы (мебели, посуды).
Образовательные:
- закреплять знания детей содержания сказки «Три медведя»; отвечать на вопросы по ее содержанию;
- закреплятьумения узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев;
- формировать у детей восприятиеизображения на экране;
- закреплять умение детей сравнивать предметы (большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий).
- воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному народному творчеству;
- воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям.
Воспитательные:
Содержание занятияотобранов соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.
Занятие состоит из нескольких этапов:
1 этап – вводно-организационный, мотивационно-побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);
2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);
3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);
Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность по решению поставленной проблемы. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: загадки, картинки с изображением героев и их силуэтов. Использование на занятии различных методов (отгадывание загадок, игровой персонаж, ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, малоподвижные игры, игровые упражнения, и др.) даёт возможностькаждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.
Планируемый результат:
В ходе данного интегрированного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации социально-коммуникативной, художественно-эстетической, речевой, физической деятельностях.
Дети могут самостоятельно проводить игровые ситуации,искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения.
Дети умеют пользоваться речьюдля выражения своих мыслей и желаний.
Дети умеютсопереживать и прийти на помощь друг другу, доброжелательны к окружающим.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема | Путешествие по сказке «Три медведя» |
Учебно-методический комплект | Сюжетные картинки, картинки для дидактических игр, чтобы подбирали обобщающие слова: посуда, мебель, учебники «Речевая практика» |
Интеграция областей | Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие. |
Предварительная работа | Чтение русских народных сказок; показ с использованием ИКТ"Бурый медведь"; обыгрывание сказки «Три медведя» настольноготеатра; настольная игра «Расскажи сказку»; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, разгадывание загадок. |
Используемый материал | Ноутбук, экран, следы медведя, вырезанные из бумаги, листочки из бумаги, посуда, мебель, столы. |
Возраст детей | 9-10 лет |
Тип занятия | Комплексное |
Методы и приемы | Художественное слово, сюрпризный момент, беседа,физкультминутки, музыкальное сопровождение. |
Задачи | |
Развивающие |
|
Воспитательные |
|
Образовательные | |
Индивидуальные |
|
Этапы деятельности, занятия | Цели | Форма организации совместной деятельности детей и взрослых | Содержание деятельности | Результат | ||
педагога | детей | |||||
1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный Проблемная ситуация, мотивация к деятельности | Вызвать интерес к предстоящей деятельности. Закрепление у детей знания о сказках, развивать слуховое внимание и мышление. | (Сказочная музыка «В гостях у сказки»). (Слайд 1-3) -Сегодня, ребята, мы пришли в гости к сказке. А к какой сказке, скоро узнаем. Сегодня на уроке будем много говорить, поэтому сделаем упражнения для речевого аппарата. Игра "Закрытые ворота" « Жил язычок в своём доме и захотел погулять. Стал открывать свой домик, а дверь не открывается. Язычок то одну дверцу потолкает, то другую (язычок упирается то в верхние, то в нижние зубы). Толкал, толкал двери и открыл маленькую щелочку. Стал с трудом вылезать из своего домика. Смотрите, дети, как вылезает язычок из домика (учитель показывает детям, как с силой просовывать язык между зубами). И пока вылезал, дверки всё шире и шире открывались. Язычок вылез весь на крыльцо. Полежал на крылечке. Посмотрел направо-налево, вверх-вниз. Покачался на качелях. А затем зашёл домой. Глубоко вздохнул и уснул". Артикуляционная гимнастика. Цель: учимся правильно произносить звуки. Как кричит ворона? Как жужжит пчела? Как трещит пулемёт?
Ло- ло -ло – на улице тепло. Лу- лу- лу- стол стоит в углу. Ул- ул- ул- у нас сломался стул. Оль-оль-оль- мы купили соль. Повторение пройденного. (3 слайд) А теперь повторим то, что мы учили на уроках по речевой практике и уже знаем. Слова состоят из звуков. Предложения состоят из слов. Текст состоит из предложений. Сообщение темы и плана урока. (4 слайд) Тема урока: «Играем в сказку»
Вернёмся к нашей теме «Поиграем в сказку». За лесочком на опушке чья-то спряталась избушка. (5 слайд) -Мы сейчас пройдем к этой избушке. Но здесь есть чьи- то «следы». Они ведут к избушке. Чьи это следы? Отгадайте. Загадка. Кто, большой и косолапый, Мед достал из бочки лапой? Скушал сладость и реветь. А зовут его? (Медведь.) (6-7слайды) | Эмоционально включает в действие, вовлекает в совместную деятельность. Поощряет детей к совместной игровой деятельности. Активизирует знания и представления о медведе. Показывает последовательность действий. | Сосредотачивают внимание. Вживаются в игровую ситуацию. Рассматривают иллюстрации и проявляют интерес к предстоящей деятельности. Отгадывают загадки. В живаютсяв игровую ситуацию. Выполняют действия по образцу воспитателя. | Заинтересованность детей предстоящей деятельностью. | |
2.Основной Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность | Актуализировать знания детей, развитие мышления. Развивать речь детей посредством игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству. Развитие познавательного интереса в процессе деятельности. Закрепление у детей знаний и представлений о величине, обобщающих словах (мебель, посуда) Развитие мышления. Развивать и поддерживать интерес детей к совместной деятельности с взрослым и самостоятельному использованиюпредметов, разнообразным действиям с ними. | В избушке живёт медведь Михайло Потапыч. (8 слайд) Живёт не один, а со своей семьей. А кто ещё в семье у Михайло Потапыча? (Ответы детей). (На экране появляется картинка Настасья Петровна) (9 слайд) (На экране появляется картинка Мишутка) (9 слайд) -Догадались, из какой сказки медведи? («Три медведя».) (10 слайд) -Почему мишку называют косолапым? (Неуклюжий, ходит, переваливаясь, ставя носки внутрь.) Физминутка (11 слайд) -Покажите, как ходят мишки. (Дети встают и движениями имитируют походку медведей.) Медведь по лесу бродит. (Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согнутыми руками.) (Изображать, как он достает и ест мед.) («Отмахиваться от пчел».) (Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.) (Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не поворачивать головы.) (Ходьба «вперевалочку».) -Ребята, а чем питаются медведи? (Варианты ответов детей). (На экране открываются картинки с изображением пищи медведя.) В то время, когда медведей не было дома, к ним кто- то пришел. (13-22 слайды по сказке «Три медведя» Послушаем сказку.) Работа по учебнику с.30-31 -Давайте вспомним начало этой сказки. Составьте предложения к картинкам, используя слова, данные в учебнике. -Назовите всех медведей. Составление пар слов, по-разному называющих героев сказки (подстановка карточек из Приложения). Лексическое упражнение на подбор определений к заданному слову: -Какой Михаил Потапыч (большой, сильный и т. д) -Какой у него голос? -Какой Мишутка? Упражнение на подбор рифмы с изменением силы голоса и интонационной выразительности: -Как говорил Михаил Потапыч,увидев свой стул (Дети подражают медведю громким грубым голосом) -Что говорил Мишка о своей миске (Дети подражают Мишке писклявым голосом) -Как закричали медведи, когда нашли девочку? Беседа по сказке. -Ребята, что делала Машенька в избушке у медведей? (Ответы детей). У вас у каждого на столе картинки с изображением предметов. - Ребята, помогите мне разобрать посуду и мебель. (Дети сортируют картинки по двум группам: мебель и посуда). Поиграем в игры. Игра «Чей стул? Нарисуй стрелки » -Ребята, а на чём сидела Машенька? (Ответы детей). -У Мишутки стульчик маленький, а у Михайло Потапыча - (Большой) У Мишутки кровать низкая, а у Михайло Потапыча - (Высокая) У Настасьи Петровны кровать широкая, а у Мишутки - (Узкая) В избушке живут три медведя: мама, папа, Мишутка. (обращаем внимание на величину) Детям необходимо распределить правильно все предметы между героями сказки. (Например, большой стул, большую кровать, большую тарелку и большую ложку для папы медведя и т.д.) Игра «Чьи следы? Нарисуй стрелки» | Задает вопросы стимулирующие процессы мышления. Индивидуальное обращение к каждому ребенку. Задает вопросы стимулирующие процессы мышления. Поощряет детей к высказыванию. Демонстрирует движения по тексту игры. Поощряет физическую активность детей. Стимулирует любознательность и интерес к деятельности. Задает вопросы стимулирующие процессы мышления. Вводит персонажа в игровую (сюжетную ситуацию). Предоставляет достаточно времени для ознакомления с персонажем. Поощряет детей к высказыванию. Стимулирует любознательность и интерес к деятельности. Формулирует проблему, предлагает ее решение. Помогает в решении задачи. Ставит цели индивидуально детям, которые отвечают их интересам и потребностям. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям. | Рассматривают иллюстрации и проявляют интерес. Выражают различные эмоции посредством мимики. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Активно играют с персонажем, наблюдая за действиями воспитателя и других детей. Вживаются в игровую ситуацию. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Сосредотачивают внимание на персонаже, выражают свои мысли, предположения. Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Входят в проблему. Проявляют сопереживание герою, выражают различные эмоции посредством мимики. Располагают детали в соответствии с заданием. Индивидуальные ответы детей по решению проблемы. | Активизация речи и мыслительных процессов детей в период решения задачи, располагая детали в соответствии с заданием. Закрепление знаний и выражение своих знаний и мыслей. Активное включение в совместное обсуждение, игровую деятельность с взрослым и детьми. Умение работать по образцу, следовать очередности действий. | |
3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов | Закреплять в речи детей названия обобщающих слов: мебель, посуда; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность. | - Молодцы, хорошо поработали. Теперь отдохнём. Физ. минутка. Ела Маша и пила, На кроватку прилегла. И уснула сладким сном. Тише, тише, не шумите, Машу вы не разбудите. -Проснулась Маша. Что за шум? (Мимикой дети показывают удивление.) Увидела медведей - испугалась. (Мимикой и движениями показывают испуг). -Вот мы и прошли с вами до конца сказки. Молодцы! -Ребята, а в какой сказке мы с вами были? Любая сказка чему-то учит. 7. Домашнее задание. -Дома нарисуйте иллюстрацию к этой сказке. | Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям. Выражает признательность от лица персонажа. Организует, вовлекает детей в совместную физическую игровую деятельность, показывает последовательность действий. Индивидуальное обращение к каждому ребенку. Поощряет детей к совместной игровой деятельности.- | Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Наблюдают за действием воспитателя, выполняют действия по образцу воспитателя. Вживаются в игровую ситуацию, осваивают последовательность действий. Активно играют, отвечают на вопросы. | Получение удовольствия от совместной деятельности с взрослым. | |
Список используемой литературы:
- С.В.Комароваучебник «Речевая практика», 3 класс. Москва «Просвещение» 2018г.
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми».
- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Играем в сказку. Три медведя.
-Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8.
-Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных заведений : учеб. пособие для вузов. - М. : Аcademia, 2000. - 200 с.
-Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.Мозаика-Синтез, 2010
Использованы ресурсы Интернета
Презентация «Три медведя» с сайта viki.rdf.ru, автор Уставицкая Наталья,художник Сергий Елена
Комментарии (0)