Образовательный портал
«Тридевятое царство»

Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство

Тема урока: Играем в сказку. Путешествие по сказке «Три медведя».

Тема урока: Играем в сказку. Путешествие по сказке «Три медведя».

Цель: развивать речь детей посредством игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству.

Задачи:

Развивающие:

  • развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
  • расширять и активизировать словарный запас (посуда, мебель.);
  • учить детей дифференцировать предметы (мебели, посуды).

Образовательные:

  • закреплять знания детей содержания сказки «Три медведя»; отвечать на вопросы по ее содержанию;
  • закреплятьумения узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев;
  • формировать у детей восприятиеизображения на экране;
  • закреплять умение детей сравнивать предметы (большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий).
  • воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному народному творчеству;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям.

Воспитательные:

Содержание занятияотобранов соответствии с поставленными целями, возрастными особенностями детей, их индивидуальными способностями и реализуемой образовательной программой.

Занятие состоит из нескольких этапов:

1 этап – вводно-организационный, мотивационно-побудительный (проблемная ситуация, мотивация к деятельности);

2 этап – Основной (развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность);

3 этап – Завершающий, рефлексивно – корригирующий (контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов);

Использование разнообразных форм работы (групповой, индивидуальной), позволяет включить всех детей в игровую деятельность по решению поставленной проблемы. Для обеспечения эффективности образовательного процесса на занятии используются следующие педагогические средства: загадки, картинки с изображением героев и их силуэтов. Использование на занятии различных методов (отгадывание загадок, игровой персонаж, ситуационные вопросы, игровая ситуация, беседа, малоподвижные игры, игровые упражнения, и др.) даёт возможностькаждому ребёнку для индивидуального самовыражения, раскрытия его потенциальных способностей.

Планируемый результат:

В ходе данного интегрированного занятия у детей развивается устойчивый познавательный интерес, в процессе организации социально-коммуникативной, художественно-эстетической, речевой, физической деятельностях.

Дети могут самостоятельно проводить игровые ситуации,искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения.

Дети умеют пользоваться речьюдля выражения своих мыслей и желаний.

Дети умеютсопереживать и прийти на помощь друг другу, доброжелательны к окружающим.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема

Путешествие по сказке «Три медведя»

Учебно-методический комплект

Сюжетные картинки, картинки для дидактических игр, чтобы подбирали обобщающие слова: посуда, мебель, учебники «Речевая практика»

Интеграция областей

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Предварительная работа

Чтение русских народных сказок; показ с использованием ИКТ"Бурый медведь"; обыгрывание сказки «Три медведя» настольноготеатра; настольная игра «Расскажи сказку»; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, разгадывание загадок.

Используемый материал

Ноутбук, экран, следы медведя, вырезанные из бумаги, листочки из бумаги, посуда, мебель, столы.

Возраст детей

9-10 лет

Тип занятия

Комплексное

Методы и приемы

Художественное слово, сюрпризный момент, беседа,физкультминутки, музыкальное сопровождение.

Задачи

Развивающие

  • развивать речевую активность детей, побуждать их вступать в диалог;
  • расширять и активизировать словарный запас (посуда, мебель.);
  • учить детей дифференцировать предметы (мебели, посуды).

Воспитательные

  • воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки и интерес к устному народному творчеству;
  • воспитывать доброжелательное отношение к сказочным героям.
  • закреплять знания детей содержания сказки «Три медведя»; отвечать на вопросы по ее содержанию;
  • закреплять умения узнавать сказку по характерным признакам сказочных героев;
  • формировать у детей восприятие изображение на экране;
  • закреплять умение детей сравнивать предметы (большой - маленький, широкий - узкий, высокий - низкий).

Образовательные

Индивидуальные

  • Обогащать словарный запас за счет употребления в речи детей слов, обозначающих свойства, качества, признаки животных - медведя
  • Развивать умения, согласовывать слова в предложения, состоящие из 4-5 слов
  • Способствовать стимулированию активных ответов
  • Развивать умение концентрировать внимание на объекте
  • Способствовать развитию желания прийти на помощь ближнему.

Этапы деятельности, занятия

Цели

Форма организации совместной деятельности детей и взрослых

Содержание деятельности

Результат

педагога

детей

1. Вводно - организационный, мотивационно - побудительный

Проблемная ситуация, мотивация к деятельности

Вызвать интерес к предстоящей деятельности.

Закрепление у детей знания о сказках, развивать слуховое внимание и мышление.

(Сказочная музыка «В гостях у сказки»). (Слайд 1-3)

-Сегодня, ребята, мы пришли в гости к сказке. А к какой сказке, скоро узнаем.

Сегодня на уроке будем много говорить, поэтому сделаем упражнения для речевого аппарата.

Игра "Закрытые ворота"

« Жил язычок в своём доме и захотел погулять. Стал открывать свой домик, а дверь не открывается. Язычок то одну дверцу потолкает, то другую (язычок упирается то в верхние, то в нижние зубы). Толкал, толкал двери и открыл маленькую щелочку. Стал с трудом вылезать из своего домика. Смотрите, дети, как вылезает язычок из домика (учитель показывает детям, как с силой просовывать язык между зубами). И пока вылезал, дверки всё шире и шире открывались. Язычок вылез весь на крыльцо. Полежал на крылечке. Посмотрел направо-налево, вверх-вниз. Покачался на качелях. А затем зашёл домой. Глубоко вздохнул и уснул".

Артикуляционная гимнастика.

Цель: учимся правильно произносить звуки.

Как кричит ворона?

Как жужжит пчела?

Как трещит пулемёт?

  • Чистоговорка. (2 слайд )

Ло- ло -ло – на улице тепло.

Лу- лу- лу- стол стоит в углу.

Ул- ул- ул- у нас сломался стул.

Оль-оль-оль- мы купили соль.

Повторение пройденного. (3 слайд)

А теперь повторим то, что мы учили на уроках по речевой практике и уже знаем. Слова состоят из звуков.

Предложения состоят из слов.

Текст состоит из предложений.

Сообщение темы и плана урока.

(4 слайд)

Тема урока: «Играем в сказку»
Чему будем учиться?

  • Определять героев.
  • Оценивать героев сказки.
  • Передавать содержание сказки.
  • Оценивать свою работу.

Вернёмся к нашей теме «Поиграем в сказку».

За лесочком на опушке чья-то спряталась избушка. (5 слайд)

-Мы сейчас пройдем к этой избушке. Но здесь есть чьи- то «следы». Они ведут к избушке. Чьи это следы? Отгадайте.

Загадка.

Кто, большой и косолапый,

Мед достал из бочки лапой?

Скушал сладость и реветь.

А зовут его? (Медведь.) (6-7слайды)

Эмоционально включает в действие, вовлекает в совместную деятельность.

Поощряет детей к совместной игровой деятельности.

Активизирует знания и представления о медведе.

Показывает последовательность действий.

Сосредотачивают внимание.

Вживаются в игровую ситуацию.

Рассматривают иллюстрации и проявляют интерес к предстоящей деятельности.

Отгадывают загадки.

В живаютсяв игровую ситуацию. Выполняют действия по образцу воспитателя.

Заинтересованность детей предстоящей деятельностью.


2.Основной

Развивающая, познавательная, интеллектуальная, практическая, поисковая деятельность

Актуализировать знания детей, развитие мышления.

Развивать речь детей посредством игровой деятельности и приобщения к устному народному творчеству.

Развитие познавательного интереса в процессе деятельности.

Закрепление у детей знаний и представлений о величине, обобщающих словах (мебель, посуда)

Развитие мышления.

Развивать и поддерживать интерес детей к совместной деятельности с взрослым и самостоятельному использованиюпредметов, разнообразным действиям с ними.

В избушке живёт медведь Михайло Потапыч. (8 слайд)

Живёт не один, а со своей семьей.

А кто ещё в семье у Михайло Потапыча?

(Ответы детей).

(На экране появляется картинка Настасья Петровна) (9 слайд)

(На экране появляется картинка Мишутка) (9 слайд)

-Догадались, из какой сказки медведи? («Три медведя».) (10 слайд)

-Почему мишку называют косолапым? (Неуклюжий, ходит, переваливаясь, ставя носки внутрь.)

Физминутка (11 слайд)

-Покажите, как ходят мишки.

(Дети встают и движениями имитируют походку медведей.)

Медведь по лесу бродит.
От дуба к дубу ходит.

(Ходьба «вперевалочку», слегка согнувшись, «загребая» чуть согну­тыми руками.)
Находит в дуплах мед и в рот себе кладет.

(Изображать, как он достает и ест мед.)
Облизывает лапу
Сластена косолапый, а пчелы налетают,

(«Отмахиваться от пчел».)
Медведя прогоняют.
А пчелы жалят мишку:

(Отвести руку вперед и поочередно касаться носа, щек.)
Не ешь наш мед, воришка!

(Прослеживаем за движением пальца глазами, стараясь не повора­чивать головы.)
Бредет лесной дорогой
Медведь к себе в берлогу.

(Ходьба «вперевалочку».)
(12 слайд)-Однажды, медведи пошли в лес, чтобы сделать себе запасы на зиму.

-Ребята, а чем питаются медведи? (Варианты ответов детей).

(На экране открываются картинки с изображением пищи медведя.)

В то время, когда медведей не было дома, к ним кто- то пришел.

(13-22 слайды по сказке «Три медведя» Послушаем сказку.)

Работа по учебнику с.30-31

-Давайте вспомним начало этой сказки. Составьте предложения к картинкам, используя слова, данные в учебнике.

-Назовите всех медведей.

Составление пар слов, по-разному называющих героев сказки (подстановка карточек из Приложения).

Лексическое упражнение на подбор определений к заданному слову:

-Какой Михаил Потапыч (большой, сильный и т. д)

-Какой у него голос?

-Какой Мишутка?

Упражнение на подбор рифмы с изменением силы голоса и интонационной выразительности:

-Как говорил Михаил Потапыч,увидев свой стул (Дети подражают медведю громким грубым голосом)

-Что говорил Мишка о своей миске (Дети подражают Мишке писклявым голосом)

-Как закричали медведи, когда нашли девочку?

Беседа по сказке.

-Ребята, что делала Машенька в избушке у медведей? (Ответы детей).

У вас у каждого на столе картинки с изображением предметов.

- Ребята, помогите мне разобрать посуду и мебель.

(Дети сортируют картинки по двум группам: мебель и посуда).

Поиграем в игры.

Игра «Чей стул? Нарисуй стрелки »

-Ребята, а на чём сидела Машенька? (Ответы детей).

-У Мишутки стульчик маленький, а у Михайло Потапыча - (Большой)

У Мишутки кровать низкая, а у Михайло Потапыча - (Высокая)

У Настасьи Петровны кровать широкая, а у Мишутки - (Узкая)

В избушке живут три медведя: мама, папа, Мишутка. (обращаем внимание на величину)

Детям необходимо распределить правильно все предметы между героями сказки. (Например, большой стул, большую кровать, большую тарелку и большую ложку для папы медведя и т.д.)

Игра «Чьи следы? Нарисуй стрелки»

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Индивидуальное обращение к каждому ребенку.

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Поощряет детей к высказыванию.

Демонстрирует движения по тексту игры.

Поощряет физическую активность детей.

Стимулирует любознательность и интерес к деятельности.

Задает вопросы стимулирующие процессы мышления.

Вводит персонажа в игровую (сюжетную ситуацию).

Предоставляет достаточно времени для ознакомления с персонажем.

Поощряет детей к высказыванию.

Стимулирует любознательность и интерес к деятельности.

Формулирует проблему, предлагает ее решение. Помогает в решении задачи. Ставит цели индивидуально детям, которые отвечают их интересам и потребностям. Наблюдает за детьми во время выполнения задания. Индивидуальное обращение к каждому ребенку согласно его знаниям.

Рассматривают иллюстрации и проявляют интерес.

Выражают различные эмоции посредством мимики.

Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.

Активно играют с персонажем, наблюдая за действиями воспитателя и других детей.

Вживаются в игровую ситуацию.

Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.

Сосредотачивают внимание на персонаже, выражают свои мысли, предположения.

Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям.

Входят в проблему. Проявляют сопереживание герою, выражают различные эмоции посредством мимики.

Располагают детали в соответствии с заданием. Индивидуальные ответы детей по решению проблемы.

Активизация речи и мыслительных процессов детей в период решения задачи, располагая детали в соответствии с заданием.

Закрепление знаний и выражение своих знаний и мыслей.

Активное включение в совместное обсуждение, игровую деятельность с взрослым и детьми.

Умение работать по образцу, следовать очередности действий.

3.Завершающий, рефлексивно - корригирующий

Контроль и оценка результатов деятельности, рефлексия, подведение итогов

Закреплять в речи детей названия обобщающих слов: мебель, посуда; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.

- Молодцы, хорошо поработали. Теперь отдохнём.

Физ. минутка.

Ела Маша и пила,

На кроватку прилегла.

И уснула сладким сном.

Тише, тише, не шумите,

Машу вы не разбудите.

-Проснулась Маша. Что за шум? (Мимикой дети показывают удивление.)

Увидела медведей - испугалась.

(Мимикой и движениями показывают испуг).

-Вот мы и прошли с вами до конца сказки.

Молодцы!

-Ребята, а в какой сказке мы с вами были? Любая сказка чему-то учит.

7. Домашнее задание.

-Дома нарисуйте иллюстрацию к этой сказке.

Проявляет уважение и поощряет детей к высказываниям. Выражает признательность от лица персонажа.

Организует, вовлекает детей в совместную физическую игровую деятельность, показывает последовательность действий. Индивидуальное обращение к каждому ребенку. Поощряет детей к совместной игровой деятельности.-

Проявляют речевую активность и интерес к происходящим действиям. Наблюдают за действием воспитателя, выполняют действия по образцу воспитателя. Вживаются в игровую ситуацию, осваивают последовательность действий.

Активно играют, отвечают на вопросы.

Получение удовольствия от совместной деятельности с взрослым.

Список используемой литературы:

- С.В.Комароваучебник «Речевая практика», 3 класс. Москва «Просвещение» 2018г.

- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми».

- Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Играем в сказку. Три медведя.

-Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // «Начальная школа», 2006, № 8.

-Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных заведений : учеб. пособие для вузов. - М. : Аcademia, 2000. - 200 с.

-Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А. Васильева и др. «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования.Мозаика-Синтез, 2010

Использованы ресурсы Интернета

Презентация «Три медведя» с сайта viki.rdf.ru, автор Уставицкая Наталья,художник Сергий Елена

Автор: Рыжова Татьяна Сергеевна

Комментарии (0)

    Оставьте комментарий первым!.