НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Орловская Елена Николаевна
Воспитатель1 категории
Воспитатель ГУ ЛНР « Ясли-сад № 41»
Эл.адрес: derby77721@i.ua
Аннотация. В статье рассматривается взаимосвязь между нетрадиционными техниками рисования и развитием психических функций ребенка. Влияние творчества детей на формирование их жизненного пространства. Трансформация творческих возможностей в ресурсные возможности организма.
Ключевые слова: нетрадиционные техники в рисовании, развитие творческого потенциала ребенка, развитие художественного мышления.
Жизнь современного ребенка очень насыщена, как в познавательном, так и в эмоциональном плане, а дошкольное детство - особый период. Это время, когда детские эмоции господствуют над всеми другими сторонами их жизни. Дети эмоционально впечатлительны, и на протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, становящихся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные), и свои переживания и впечатления (поскольку словарный запас еще невелик) дети отражают в своем творчестве.
На сегодняшний момент, когда нет четких границ в творчестве, а возможности фантазии безграничны, очень актуальным является использование нетрадиционных техник в рисовании с детьми, способствующих развивать творческий потенциал каждого ребёнка и психические функции, мелкую моторику рук в работе с разнообразным материалом, снятию детских страхов. Ведь в то время, когда дети рисуют, включёнными в работу оказываются не только зрительные, но и двигательные анализаторы, что великолепно развивает как мелкую моторику, так и память. Кроме того, при занятии рисованием ребёнок учится воображать и сочинять, думать и сравнивать. При этом запас знаний у него развивается постепенно, что очень хорошо в детском возрасте.
Дети и творчество – неразделимые понятия. Каждый ребенок в душе творец, и для него очень важно понимать, что он может создать что-то своими руками. Всем известно, что рисование – одно из самых любимых занятий наших деток. С огромным удовольствием они рисуют цветными карандашами, фломастерами, красками, макая кисть в яркую субстанцию. А почему бы не мокнуть туда пальчик или измазать краской всю ладошку, обмакнуть листик или поролон и пробки?
Нетрадиционные техники рисования привлекают наших непосед значительно больше, ведь они не требуют усидчивости, дают более ярко раскрывать во время творчества свой потенциал, знакомят ребенка с возможностью необычно применить окружающие нас вещи в качестве материалов для творчества. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, ведь основным здесь будет научить детей выкладывать на бумагу свои мысли и чувства, а при помощи различных техник передавать своё настроение. Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у малышей художественное, а не шаблонное мышление. Даже, скорее, художественно - образное, которое напрямую связано с творческими способностями и наблюдательностью, а также духовными качествами. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, ведь каждая из техник - это маленькая игра. Нетрадиционно – значит, не основываясь на традиции, устраиваясь не по заведенному обычаю. Отличаясь оригинальностью, не придерживаясь традиций, и как средство коррекции психики позволяют преодолеть чувство страха, позволяя отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, предоставляя свободу, уверенность в своих силах.
Нетрадиционные техники: пальцевая живопись, рисование ладошкой, рисование различными оттисками, монотипия, граттаж, ниткопись, рисование свечой, углем, точечное рисование (пуантилизм), рисование по ткани, кляксография и т.д.
Сочетание основ техник традиционного рисования и нетрадиционных техник изобразительной деятельности дает положительные результаты, дети получают истинное удовлетворение от художественной деятельности.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Список используемых источников:
1. Афанасьева С. Написать душу красотой / С. Афанасьева// Дошкольное воспитание. – 1996 -No8.
2. Ашикова С. Я. Я не умею рисовать/ С.Я. Ашикова // Обруч - 1997 - No5.
3. Боровик О. В. Развитие воображения / О.В. Боровик – М., 2000.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский//- СПб, 1997
5. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусств/А.С. Галанов -М., 2000.
6. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г.Г. Григорьева – М., 1997.
7. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельность / Г.Г. Григорьева -М., 2000.
8.Громов Е. С. Природа художественного творчества / Е.С. Громов – М., 1986.
9. Гусакова М. Материалы и оборудование для занятий изодеятельностью / М. Гусакова // Дошкольное воспитание - 1995 - No2.
10. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству / Н.В. Дубровская СПб, 2002
11. Егорова Н. Приглашение к творчеству / Н. Егорова // Дошкольное воспитание – 1999 - No 1.
12. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами / А. Ильина // Дошкольное воспитание - 2004 - No2.
13. Колобова Л. Путешествие по стране Рисовандии / Л. Колобова // Дошкольное воспитание - 1994 - No4.
14. Комарова Т. С. Зарубежные педагоги о детском изобразительном творчестве/ Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание – 1991 - No12
15. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество / Т.С. Комарова – М., 1990.
16. Комарова Т. С. Обучение детей техническим навыкам и умениям / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание – 1991 - No 2.
17. Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова - М., 1987
18. Кравцова Е. Е. Разбуди в ребенке волшебника.- М., 1996.
19. Кудрявцев В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей / В. Кудряшева // Дошкольное воспитание - 1995 - No9-10.
20. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития / Е.Н. Лебедева – М., 2004.
21. Мелик-Пашаев А. А. , Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству / З. Н. Новлянская - М., 1995.
22. Поддъяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддъяков // Вопросы психологии – 1990 - No1.
23.Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. М., 2004.
24. Розова С. Чудесный мир красок // Ребенок в детском саду -2002-No3-7.
25. Романова Р. Чем мы только не рисуем! // Дошкольное образование – 2000 - No3-4.
26. Синельников В. Исследования воображения и творчества детей дошкольного возраста в зарубежной психологии // Дошкольное воспитание - 1993 - No10.
27. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Ветлугиной Н. А. – М., 1972.
28. Шклярова М. Рисуйте в нетрадиционной технике // Дошкольное воспитание – 1995 - No 11
29. Юркова Н. Нет ошибок в рисовании // Обруч.
Комментарии (0)