Образовательный портал
«Тридевятое царство»

Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство Образовательный портал Тридевятое Царство

Осень наступила

Конспект НОД по речевому развитию

для детей старшей группы «Осень наступила»

Цель:

Развивать умение поддерживать беседу. Развивать монологическую форму речи. Совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки вы­сказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Формировать умение пользоваться схемой при составлении рассказа описательного характера. Уточнить представления детей об осенних приметах, закрепить названия осенних месяцев. Закреплять представления о диких животных: где живут, чем питаются, как готовятся к зиме. Формировать экологическое сознание.

Оборудование: аудиозапись, корзинка, в ней- листики разных деревьев по количеству детей, морковка для зайца, волшебный кубик с изображёнными на его гранях осенними приметами: разноцветные листья, корзина с урожаем, осенняя одежда, серое небо с дождевой тучей, жёлтая и чёрная полоски разной длины (обозначения соотношения дня и ночи), насекомые; декорация ёлка; шапочка зайца; картинка – дупло; схема для сравнения зайца, белки и медведя;утка-игрушка; значки и шкатулка с символами для игры «Журналисты и орнитологи»; картинки с изображением животных (волк, заяц, лиса, лось); конверт с подарком зайца, в котором лежат картинки для составления рассказа об осени, фланелеграф.

Ход.

Воспитатель загадывает загадку об осени:

Голыполя, мокнет земля,

Дождь поливает. Когда это бывает?

- Дети, о каком времени года здесь говорится? А хотите поиграть в осеннюю игру? Я предлагаю вам поиграть сегодня с волшебным кубиком. Вы с ним уже знакомы, но давайте вспомним, что с ним нужно делать. Правильно, выбудете по очереди бросать кубик и рассказывать про ту осеннюю примету, которая изображена на его выпавшей грани. А если у кого-то картинка повторилась, тому я задам специальный отдельный вопрос. Кто будет первый бросать кубик?(Дети выполняют задание). Индивидуальные вопросы:

- Какие осенние месяцы вы знаете?

- Какое время года будет после осени?

- Который по счёту осенний месяц октябрь?

- Верно, дети, с приходом осени многое изменилось в природе. И мы можем наблюдать осенние приметы ежедневно вокруг нас. Но это в городе мы можем наблюдать. А я бы хотела сейчас прогуляться по осеннему лесу, полюбоваться его красотой, может быть, на животных посмотреть…А вы хотели бы попасть в лес ненадолго? Замечательно! Посмотрите, а в моей волшебной корзинке есть листья с разных деревьев. Я думаю, что они помогут нам совершить путешествие! Давайте их сначала назовём: вот это лист березы – значит, какой он? (Д/и «Какой лист?» За правильный ответ воспитатель даёт каждому из детей листок.)

- И у меня тоже есть осенний листок, он с дуба, значит, он дубовый. А сейчас давайте попросим наши листочки отнести нас в лес! Говорим за мной волшебные слова: «Покружи меня, листок, унеси меня в лесок!» Звучит аудиозапись П.И.Чайковский «Осенняя песня».

- Вот мы и оказались в лесу. Давайте листья сложим здесь, у пенька, они мешать никому не будут. А перед нами какой-то водоём. Водоём – что это значит? Да, правильно! Посмотрите, а там плавает кто? Как эта птица называется? Вы знаете о ней что-то? Я предлагаю вам сейчас превратиться в орнитологов – это учёные, которые изучают птиц и рассказывают об этом другим. Я предлагаю вам поиграть в игру «Журналисты и орнитологи». Находите себе пару каждый и решите, кто из вас будет журналистом – у них будет значок с микрофоном, а кто – орнитологом, у них будет значок с изображением птицы. Сейчас журналисты будут задавать орнитологам вопросы, а учёные – отвечать на них. В работе вам поможет вот эта схема. Итак, мы изучаем утку! Кто первый? Игра «Журналисты и орнитологи».

- Молодцы, дети! Как вы думаете, а животные в этом лесу есть? Конечно, в каждом лесу много животных! Как вы думаете, кто здесь живёт? Я думаю, что в этом лесу живёт много лосей. А вы как думаете? (Игра «В лесу живёт много…).

Давайте расскажем, что мы видим вокруг: физминутка:

Туча небо кроет, солнце не блестит (взмахи руками над головой)

Ветер в поле воет (изображают рупор)

Дождик моросит (взмахи руками перед собой)

Воды зашумели быстрого ручья (топают ногами)

Птицы улетели в тёплые края («взмахи крыльями»)

Опустел скворечник, улетели птицы (дети машут руками, имитируя крылья)

Листьям на деревьях тоже не сидится (приседают)

Целый день сегодня всё летят, летят (идут по кругу, машут руками)

Видно, тоже в Африку улететь хотят (бег по кругу)

Дети зовут зайца, появляется зайка – ребёнок, надевший шапочку зайца.

-Здравствуй, зайка! Ты нас не испугался?

- Нет! Я никого не боюсь!

- Какой ты смелый! А почему ты никого не боишься?

- У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи! Я самый сильный! Я самый большой!

- Даже не знаю, дети, прав ли этот заяц. Ну, например, вон в том дупле живёт … кто? Давайте сравним белку и зайца – кто из них больше, ещё и про другие их качества расскажем(сравнительный анализ зайца и белки). Что же, наверное, заяц прав – нет в лесу зверя больше него, сильнее него… (Дети возражают). Кто? Давайте сравним нашего зайца с медведем. (Дети проводят сравнительный анализ зайца и медведя по схеме):

Заяц белый, а медведь бурый.

Заяц маленький, а медведь большой.

Заяц – травоядное животное, а медведь – всеядное.

Заяц не имеет постоянного дома, а медведь живёт в берлоге.

В ходе сравнения педагог задаёт уточняющие вопросы.

- Ну что, заяц, вот белка, конечно, меньше тебя, значит, и силы у неё меньше. Но вот с медведем тебе точно, не сравниться!Выходит, ты зря хвастал! А знаешь ли ты, что хвастаться зря некрасиво? Не стыдно?

- Простите, ребята, я больше не буду!

- Хорошо, зайчик! В нашей корзинке у нас для тебя и морковка нашлась волшебная, отучит тебя от хвастовства. Будешь?

- Ребята, спасибо, а хотите, я вам тоже подарок сделаю? (Заяц подаёт детям конверт). Это один художник по лесу гулял, картинки рисовал, а потом их потерял!

- Давайте рассмотрим их! Спасибо, зайчик, нам эти картинки очень пригодятся! А сейчас до свидания, нам пора возвращаться в детский сад!(Ребёнок снимает шапочку и присоединяется к остальным детям).

А вернуться домой мы сможем при помощи волшебных слов:

Вместе весело идём – не спешим, не отстаём,

Возвращаемся назад в наш родной детский сад!

Вот мы и вернулись в детский сад. Скажите, вам понравилось наше путешествие? А что же мы будем делать с этими картинками? Я предлагаю составить рассказ об осени. Нужно будет взять те картинки, которые особенно понравились вам, выложить на фланелеграфе и рассказать всё, что там изображено. Кто хочет?

Рассказы 2 детей. Спасибо, дети. Что же мы с вами сегодня делали на занятии? (Ответы детей, рефлексия). А сейчас пойдём и расскажем другим детям о том, где мы с вами побывали!

Автор: Валеева Альфия Зайдулловна

Комментарии (0)

    Оставьте комментарий первым!.