Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО в 4 классе по теме «Знакомство и иллюстрирование стихотворения Н.Рубцова «Воробей» и «Ворона» из цикла «Диво дивное»
Коротяева Ирина Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ «Коношская СШ»
Интегрированный урок литературного чтения и ИЗО в 4 классе по теме:
Знакомство и иллюстрирование стихотворения Н.Рубцова «Воробей» и «Ворона»
из цикла «Диво дивное»
Цель: Формирование способности обучающихся передавать красоту природы в технике «графика» через знакомство со стихотворениями Н.Рубцова из цикла « Диво дивное»
Задачи: 1. Познакомить с произведениями Н.Рубцова «Ворона, «Воробей»
2. Развивать навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным и отвечать на вопросы; делать выводы, аргументировать свое мнение.
3. Воспитывать бескорыстное отношение к природе, уважение и сочувствие к животным.
4. Научить рисовать ворону и воробьяв технике «графика»
Оборудование: Интерактивнадоска; карточки для работы в группах; уголь для рисования.
Планируемые результаты:
– регулятивные УУД: предлагать формулировку цели и задачи урока, соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока, читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно), планировать работу в группе, оценивать результаты своей работы на различных этапах урока;
– познавательные УУД: анализировать текст с опорой на систему вопросов учителя, наблюдать, сравнивать, обобщать, находить в тексте сравнения, эпитеты, развивать внимание, память;
– коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения, участвовать в диалоге в группе, проявлять терпимость к другому мнению.
-личностные УУД: проявлять интерес к творчеству поэта и чтению его стихов, с гордостью и уважением относиться к наследию поэта, воспевающего в своих произведениях красоту природы, рассказывать о своих чувствах, связанных с восприятием произведения, рефлексировать по поводу выполняемой работы.
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
| Сегодня урок необычный: и литературное чтение и ИЗО.О чем мыбудемговоритьсегодня на этих уроках вы догадаетесь, посмотрев видеофрагмент. ( клип о животных«Ворона», • «Воробей», • «Ласточка», • «Медведь», • «Про зайца», • «Коза», • «Жеребёнок) У нашего земляка, поэта Н.Рубцова есть цикл произведений о животных «Диво дивное»
| Просмотр видеофрагмента, ответы на вопросы учителя. |
II. Постановка учебной задачи
| Прочитайте тему нашего урока. Назовите тему литературного чтения. Что узнаем? (Познакомимся со стихотворениями Н.Рубцова, Учиться размышлять над прочитанным, делать выводы) Тему ИЗО.(Познакомимся с техникой «графика», приемами работы; научимся рисовать ворону и воробья) Что хотелось бы узнать на уроке? Какие сделать открытия?
| Ответ на вопросы учителя,постановка задач урока |
III. Знакомство с творчеством Николая Рубцова | Рубцов Николай Михайлович родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области. Отец погиб во время великой отечественной войны.В 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах. После окончания школы учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962-1969 учился в Литературном институте им. М. Горького. Умер Николай Рубцов в Вологде 19 января 1971 года.
| Знакомятся с биографией Н.М.Рубцова |
| Что вы знаете о воробье и вороне? (зимующие птицы) Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь ни зёрнышка нет у вороны И от холода нет обороны. -Какими впечатлениями вы хотите поделиться? 1 группа
2 группа
Амбар-строение для хранениязерна, муки, припасов. Запор-устройство, которым запирают, закрывают Обоз-ряд следующих друг за другом повозок Непогода- плохая погода, ненастье Какое слово автор повторяет? (все) Этот прием автор использует для того, чтобы усилить ощущение пустоты и одиночества. Как понимаете «и от холода нет обороны»? Как поэт относится к вороне?( сочувствует птице, сопереживает всему живому: «Настоящее горе!», «Ведь ни зёрнышка нет..) | Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно работаютпо группам. |
| Возле ёлочки зелёной,
| Выполняют физкультминутку |
| (фонограмма) Воробей. Чуть живой. Не чирикает даже, Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из-под крыши бросается к ней. И дрожит он над зёрнышком бедным, И летит к чердаку своему… А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему. 1 группа
2. Как понимаете выражения: - «Чуть живой»?___________________ -«Бросается к ней»__________________ -«И дрожит он над зёрнышком бедным»? _______________________________________________ 2 группа 1.Прочитать стихотворение. Подчеркнуть слова, как автор описывает воробья? - Какой пример мы можемпозаимствовать у воробья? Объясните.( Воробей не стал вредным оттого, что ему трудно. Можем брать у него пример, не становиться вредными, быть добрыми, хорошими.) Чем это стихотворенияпохожи?
| Слушают стихотворение, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно работаютпо группам. |
| С помощьючего можно передатьлюбовь и красоту природы?( слово, звук, цвет) Искусство слова-литература Искусство звука- музыка Искусство цвета- изобразительное искусство
На многие произведения литературы написаны романсы и песни, Послушаем произведение на слова Н.Рубцова. Как композитор передает свое отношение к вороне? Графика - вид изобразительного искусства. Слово графика происходит от греческого слова графо, которое означает писать, чертить, процарапывать. Графические произведения, в отличие от живописных, передают самое главное без лишних деталей. Они будто отображают идею произведения. Графические работы могут быть черно-белыми, иногда цветными. В результате окружающий мир в графике очень выразительный, но несколько условный, образный. Рисунок считают уникальным, потому что он существует в единственном экземпляре. В старину художники рисовали на папирусе, позднее - на пергаменте, с XIV в. - на бумаге. До нашего времени сохранилась традиция рисовать на ткани. С помощью чего можно изображать графику? Изображение может быть создано карандашом, углем, тушью. О работе, созданной цветными мелками, мы скажем: выполнена в технике пастели. - Какую картину нарисовали бы вы к прочитанному произведению? Задачи: 1 группа- рисует по произведению «Ворона», 2 группа-«Воробей» На кого обратим самое главное внимание. Какая ворона? Воробей? Рисуем углем. Показ учителя. | Отвечают на вопросы, прослушивают романс на стихи Рубцова Н.М. |
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА | Учитель оказывает индивидуальную помощь | Выполняют иллюстрацию стихотворений углем самостоятельно |
Выставка работ учащихся
| Здесь мало увидеть, Любовью к чему или к кому наполнилось сердце у вас после нашего урока? Как мы можем помочь птицам пережить зиму?
| Показ работ, ответ на вопросы |
ИТОГ УРОКА
| Я понял, что… Мне показалось важным… Этот урок заставил меня задуматься … Сегодня на уроке было трудно… Сегодня на уроке я научился.. |
Комментарии (0)